Сущность педагогического процесса и его структура.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем и к явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит - воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX века в трудах прогрессивных педагогов все чаще стали встречаться обоснованные аргументы в пользу рассмотрения обучения и воспитания как единого целого. Наиболее отчетливо эта точка появилась в педагогических воззрениях И.Ф. Гербарта, не представлявшего себе воспитания без преподавания и, наоборот, такого преподавания, которое не является воспитывающим.

Более глубоко идея целостного педагогического процесса была выражена К.Д. Ушинским, который трактовал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов педагогической деятельности. Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает автор фундаментального труда “Педагогический процесс” П.Ф. Каптерев, который заявлял о необходимости взаимосвязи образования и воспитания в интересах совершенствования личности гражданина.

Сущность педагогического процесса и его структура. Латинское слово “процессус” означает “движение вперед”, “изменение”. Как известно, педагогический процесс – одна из основополагающих категорий педагогической науки. Это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качество личности. В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие “учебно-воспитательный процесс”. Современные исследования показывают, что оно суженное, неполное и не отражает всей сложности явления. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе взаимосвязанности и общности этих явлений составляет главную сущность педагогического процесса. В остальном же термины “учебно-воспитательный процесс” и “педагогический процесс” тождественны.

В настоящее время появились более благоприятные возможности для целостного рассмотрения педагогического процесса на основе использования методологии и методики системно-структурного анализа. В ходе данного анализа выявляются основные структурные элементы процесса, закономерные связи между ними, неточности (противоречия) в развитии и условия эффективного управления этим процессом.

Чтобы анализировать педагогический процесс как структурно-системное явление, необходимо установить критерии анализа. Можно воспользоваться известным в науке критерием рядоположенности, позволяющим выделить в исследуемом процессе основные компоненты, а именно:

- педагогов и учащихся как объектов и субъектов;

- цель и задачи;

- содержание;

- организацию;

- методику;

- результат.

Системообразующим звеном педагогического процесса являются целенаправленная педагогическая деятельность и ее носитель – специально подготовленный педагог, который выступает одновременно как субъект и объект данного процесса. Как субъект он получает специальное педагогическое образование, осознает свою ответственность за подготовку учащихся. Как объект в ходе самообразования, самовоспитания, общения с учащимися педагог сам подвергается воспитательным влияниям и стремится к самосовершенствованию.

Главным и основным компонентом педагогического процесса, его объектом и субъектом является учащийся. Вместе с педагогом он образует неразрывную связку “педагог – учащийся” при ведущей роли педагога. Учащийся как объект педагогического процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями и задачами. Как субъект – это развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задатками, стремящаяся к самовоспитанию и саморазвитию, способная к активному усвоению педагогических влияний или сопротивлению им.

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели – всестороннего и гармонического развития личности – до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.

Следующим компонентом педагогического процесса является его содержание, которое тщательно отбирается и подвергается педагогическому анализу: обобщается, оценивается и приводится в соответствие с возрастными возможностями учащихся. В содержание педагогического процесса входят основы человеческого опыта в области социальных отношений, труда, науки и культуры. Понятие основ человеческого опыта в педагогике одно из ключевых, определяющих и рассматривается оно во взаимосвязи с другими понятиями, а именно:

- основы наук;

- социальные отношения;

- культура;

- технология производства;

- труд;

- физическая культура.

Таков основной объем содержания педагогического процесса. Благодаря ему у обучающихся формируется мировоззрение, происходит социализация, определяется поведение, вырабатывается направленность личности.

Важным структурным компонентом педагогического процесса является организационный или организационно-управленческий комплекс, т.е. своего рода каркас, в рамках которого совершаются все педагогические события и факты. Ядро организационного комплекса составляют формы и средства обучения, воспитания и развития.

Методический компонент педагогического процесса включает в себя методы и приемы педагогической деятельности.

Наконец, результативный компонент педагогического процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые результаты и соответствие их поставленной цели. Результативность процесса определяется с помощью критериев, устанавливаемых педагогикой и психологией. К таким критериям относятся: оценки ЗНУ, экспериментальная оценка и характеристика качеств и черт личности. Наиболее показательным критерием является поведение учащихся, их практические дела, поступки, отношение к учебе, труду, обществу, людям, друг к другу и к себе.

Эффективность педагогического процесса зависит:

1) от степени соотношения его содержания, организации и методики основным требованиям объективных законов воспитания, обучения и развития, потребностям образования;

2) своевременности обнаружения и разрешения противоречий педагогического процесса и условий его совершенствования;

3) степени вовлечения в педагогический процесс родителей и общественности;

4) учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся в педагогическом процессе;

5) степени мастерства педагога и его искусства взаимодействия с учащимися, полноты педагогического контроля над воспитательными и учебными ситуациями.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.