Педагогика - наука

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Общественный прогресс человечества стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании — в целенаправленной передаче им опыта человечества.

Образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. На определенной ступени развития человеческого общества, в частности в поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых становится обучение и воспитание детей.

Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании. Оформление педагогики в административную науку большинство исследователей связывают с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Его известный труд “Великая дидактика” до сих пор остается интересным и поучительным для педагогов. Большинство сформированных им принципов, методов и форм организации педагогического процесса составляют ядро современных педагогических систем.

Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики - это наука о воспитании. Понятие “воспитание” здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение и развитие. Расширение пределов понятия “воспитание” вступает в противоречие с историческим названием науки. Поэтому в широком педагогическом лексиконе все чаще употребляются новые термины - “андрогогика” (от греческого “андрос” - мужчина и “аго” - вести) и “антропогогика” (от греческого “антропос” - человек и “аго” - вести).

Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета.

Во взглядах ученых на педагогику в настоящее время наиболее распространены три основные концепции.

Представители первой концепции считают, что педагогика – это междисциплинарная область человеческого знания. Однако такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т.е. как область отражения педагогических явлений. В ней в этом случае оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.).

Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в определенном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для функционирования и преобразования педагогической практики. Содержание такой педагогики составляют фрагментарные представления об отдельных сторонах педагогического явления.

Продуктивной для науки и практики, по мнению ученых, является третья концепция, согласно которой педагогика - это относительно самостоятельная отрасль научного знания, имеющая свой объект и предмет изучения.

Известный советский педагог А.С. Макаренко, которого трудно обвинить в пропаганде “бездетной” педагогики, в 1922 году сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является “педагогический факт (явление)”. При этом ребенок (человек) не исключается из внимания исследователя. Напротив, будучи одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Совокупность этих явлений получила название образования, которое и есть часть объективного мира, изучаемого педагогикой.

Вместе с тем образование изучает не только педагогика, но и философия, социология, психология, экономика и другие науки. Например, экономисты исследуют уровень реальных возможностей трудовых ресурсов в системе образования, пытаются определить затраты на их подготовку. Вклад многочисленных наук в исследование образования как социального феномена, бесспорно, ценный и необходимый, но эти науки не затрагивают существенные аспекты образования, связанные с повседневными процессами роста и развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития. Эти существенные аспекты относятся к области исследования специальной науки - педагогики.

Предметом педагогики как науки является реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика - это наука, изучающая сущность, закономерности, организацию, содержание, методику и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Различают теоретическую и технологическую функции, которые она осуществляет в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

1) описательном или объяснительном - изучение передового и новаторского педагогического опыта;

2) диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагогов и обучаемых, установление условий, в которых она протекает, и причин;

3) прогностическая - экспериментальные исследования педагогической деятельности и построение на их основе моделей преобразования этой деятельности.

Технологическая функция педагогики имеет также три уровня реализации:

1) проектный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций);

2) преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику в целях ее совершенствования и реконструкции;

3) рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания.

Рассматривая задачи педагогической науки, следует предостеречь читателей от смешения научных и прикладных задач области обучения, воспитания, развития и образования. Основное отличие состоит в том, что задачи науки – вести исследование, а задачи образовательного учреждения – осуществлять образование, обучение, воспитание и развитие подрастающего поколения.

Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям. Рассмотрим прежде всего классы постоянных и временных задач, решаемых педагогической наукой. К числу постоянных, фундаментальных задач можно отнести:

1) вскрытие закономерностей воспитания, обучения и развития обучаемых, управление воспитательными и образовательными системами;

2) разработку стандартов образования и основ педагогической квалификации;

3) изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

4) анализ положительных и отрицательных тенденций в педагогическом процессе, его структуре;

5) внедрение в практику педагогической деятельности новых педагогических и информационных технологий;

6) разработку новых методов, средств и форм в системе обучения, воспитания и управления образовательными структурами;

7) прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее;

8) использование результатов педагогических исследований в практике обучения и др.

Постоянные задачи неисчерпаемы. Наука всегда будет изучать закономерности, разрабатывать все новые, более совершенные модели обучения и воспитания, анализировать и распространять педагогический опыт и т.д.

Гораздо богаче и разнообразнее задачи, которые условно относятся к классу временных. Их число, масштабы, сложность, наукоемкость, острота отражают необозримое богатство педагогической действительности. Возникновение их диктуется потребностями практики и самой науки. Временными задачами могут быть:

1) создание библиотек электронных учебников по педагогическим дисциплинам;

2) разработка стандартов педагогического профессионализма;

3) выявление типичных трудностей в деятельности педагога;

4) создание дидактических основ обучения трудных подростков;

5) разработка тестов для определения уровня педагогического мастерства;

6) анализ природы типовых нормативов в отношениях “педагог – ученик” и др.

Таким образом, установление предмета педагогики и ее основных задач поможет определиться в главных категориях педагогической науки.

Основные категории педагогики. Становление любой области научного знания связано с развитием категорий (понятий), которые, с одной стороны, указывают на класс сущностно единых явлений, а с другой – конструируют предмет данной науки. В понятийном аппарате науки важно выделить одно, центральное понятие, которое обозначает всю изучаемую область и отличает ее от предметных областей других наук. Остальные понятия и категории той или иной науки отражают дифференциацию исходного, стержневого понятия.
Для педагогики роль такого стержневого понятия выполняет “педагогический процесс”. Данная категория, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, а с другой – выражает сущность этих явлений. Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и учащихся в целях решения задач образования, воспитания, обучения и развития личности. Под образованием понимается процесс (или результат) освоения определенных обществом уровней культурного наследия общества и связанного с ними уровня индивидуального развития. В России в качестве таких уровней утвердились: среднее, среднее профессиональное и высшее образование. Сейчас постепенно вводятся новые уровни высшего образования: бакалавриат и магистратура. Основную роль в образовании человека играет педагогический процесс, и, прежде всего, две его взаимосвязанные составляющие – воспитание и обучение.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности человека. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном и педагогическом значении. В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Оно возникло вместе с человеческим обществом и будет совершенствоваться, пока существует общество. Именно поэтому «воспитание» – это общая и вечная категория. В узком социальном смысле под воспитанием понимаются направленные воздействия на человека со стороны общественных институтов в целях формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации и т.д. В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованная, целенаправленная и управляемая деятельность коллектива воспитателей в целях формирования у воспитуемых заданных качеств. Оно осуществляется в учебно-воспитательных учреждениях и охватывает весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Следующая основная категория педагогики – «обучение», под которым понимается специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на усвоение знаний, навыков, умений и формирование качеств личности. Знание – это отражение человеком объективной деятельности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Умение – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенствования путем многократного упражнения.

Обучение и воспитание направлены на развитие человека. Обучение помогает накопить опыт в научной и предметной сферах, а воспитание – в социальной. А в целом предназначение всего педагогического процесса заключается в содействии развитию человека. Развитие человека – освоение им внутренних, индивидуально-психологических, и внешних, общечеловеческих возможностей.

Элементом педагогического процесса является педагогическое воздействие. Сам педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по вопросам содержания образования с использованием средств обучения и воспитания. Педагогическое взаимодействие – это преднамеренные контакты педагога с воспитанником (длительные или временные), целью которых является изменение в поведении, деятельности и отношениях человека.

К числу основных категорий педагогики можно отнести и такие общие понятия, как “самовоспитание”, “самообразование”, “саморазвитие”, “перевоспитание”, “педагогическая культура” и др. Значение каждого из них будет рассмотрено в дальнейшем.

Таким образом, в педагогическом процессе взаимосвязи между категориями весьма значительны и весомы.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.