Некоторые классификации существующих педагогических технологий

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Существуют различные классификации технологий. Например, М.В. Кларин на основе анализа инновационных моделей обучения в зарубежной педагогической практике выделяет четыре модели учебно-воспитательного процесса:

§ обучение как усвоение заданных образцов;

§ обучение как дискуссия;

§ обучение как игра;

§ обучение как исследование.

Этим моделям соответствуют технологии: полного усвоения, коммуникативные, игровые и исследовательские.

Г.К. Селевко выделил классы педагогических технологий, которые имеют различную концептуальную основу:

§ личностную ориентацию педагогического процесса;

§ активизацию и интенсификацию деятельности учащихся;

§ эффективное управление и организацию учебного процесса;

§ дидактическое совершенствование и реконструирование материала;

а также следующие виды технологий:

§ технологии современного традиционного обучения;

§ частнопредметные;

§ альтернативные;

§ природосообразные;

§ развивающего обучения;

§ авторских школ.

В современной образовательной практике выделяются две ведущие тенденции модернизации педагогического процесса: 1) реализация технологического подхода к его проектированию и осуществлению; 2) гуманизация отношений учителя и учащихся (преподавателя и студентов или слушателей). В соответствии с этим Д.Г. Левитес предложил различать предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии. Предметно-ориентированные технологии еще называют знаниевыми или обучения, а личностно-ориентированные – способностными, развивающими, гуманитарными. Можно назвать несколько оснований для такого разделения: а) по ведущей деятельности на уроке – преподавание или познание, б) по содержанию образования – знания, умения и навыки или, помимо них, еще и опыт мышления и деятельности, в) по «продуктам» применения технологий – человек, умеющий работать по готовым нормам, в стандартных ситуациях или способный к успешной деятельности в нетипичных ситуациях, в условиях быстрых перемен и множественных вариантов для ответственного выбора и т.д. Вполне очевидно, что в каждой из технологий заключен как знаниевый, так и развивающий потенциалы.

Если рассматривать понятие «технология» как деятельностную категорию, как инструментарий упорядочения и повышения эффективности деятельности педагога, а саму педагогическую деятельность определять как целостную, полифункциональную, полиструктурную, которая в динамике представляется как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система, то целесообразнее всего вести речь не о педагогических (образовательных) технологиях или технологиях обучения, а о более широком понятии – технологиях профессиональной деятельности педагога. В связи с этим выделяются 3 основания, по которым можно классифицировать технологии педагогической деятельности:

по основанию реализации базовых процессов образования;
по основанию управления деятельностью;
по основанию профессиональных функций педагога.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.