Демократизация управления образованием.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
После распада СССР в 1992 году в России открылись возможности не стесненных идеологическими предписаниями педагогических поисков. В отечественной педагогике на исходе XX в. существенно изменилась трактовка демократизма образования. Если прежде школьная политика базировалась на идеях единообразия общего образования, то в настоящее время все более заметно складывается иное понимание демократизма школьной системы, которая должна выполнять две функции:
¨ собственно обучения (приобретение знаний, умений, формирование характера);

¨ социальной диверсификации (распределение по различным профессиональным и общественным стратам).

На школу возлагаются обе функции и тем самым решение задач демократизации образования.

Новый взгляд на проблему демократизации образования предусматривает: преемственность ступеней, плюрализм, вариативность, диверсификацию образования. Открывается перспектива формирования многозначной по целям, содержанию, типам учебных заведений структуры общеобразовательной школы.

При расшифровке понятия «демократическое образование» предполагается ориентироваться на следующие условия:

¨ Равенство членов общества перед образованием независимо от социального положения, пола, национальной, религиозной и расовой принадлежности;

¨ децентрализация управления школьным делом;

¨ открытость и преемственность в системе обучения;

¨ право выбора учебного заведения;

¨ организация учебного процесса, при которой формируется человек, способный свободно творчески мыслить и работать.

В соответствии с этими условиями провозглашены:

· ликвидация монополии государства на образование;

· большее участие местных властей в управлении образованием;

· самостоятельность учебных заведений при определении направлений учебной деятельности;

· переход в педагогических отношениях к системе сотрудничества.

Однако, декларации о демократизации образования и воспитания далеки до полного осуществления. По-прежнему сильны традиции централизованного управления школой. В условиях социально-экономического кризиса 90-х годов ухудшились возможности получения образования. Не теряют остроты проблемы, которые следует решать с учетом того, что Российская Федерация – многонациональное государство, где важен учет образовательных национальных интересов.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.