Важнейшие направления дифференциации российского образования.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В России, как и в других ведущих странах мира, проблема дифференциации в настоящее время приобрела особую остроту. Основными формами дифференциации обучения являются:

¨ распределение по разным типам учебных заведений;

¨ распределение на профили и потоки внутри одной школы;

¨ распределение на группы в классе.

Дифференциация начинается после начального обучения в средней школе. Главным отличительным признаком дифференциации являются учебные программы.


Важнейшие направления дифференциации российского образования:

1. Выявление и обучение талантливых, одаренных школьников. В российской школе отсутствует объективно необходимая систематическая политика целенаправленного выявления и обучения талантливых детей и подростков. Мировой опыт показывает, что специальное обучение талантливых детей с раннего возраста педагогически целесообразно. В обычном классе одаренные дети без особых усилий достигают успехов, а затем останавливаются в своем развитии или продвигаются вперед не столь заметно, как могли бы.

Однако в России понимают необходимость воспитания собственной интеллектуальной элиты, и накоплен опыт работы с одаренными детьми. Попытка специального обучения талантливых детей была сделана в возникших в 90-х гг. гимназиях и лицеях, открыты особые классы для талантливых детей (г. Москва, Санкт-Петербург). В отдельных регионах стали традицией многопрофильные зимние и летние школы для одаренных детей (Самарская область).

2. Особое обучение детей с отклонениями в физическом и умственном развитии. Проблема обучения детей с отклонениями в физическом и умственном развитии отражает печальную реальность рождения детей с различными патологиями вследствие наследственных болезней, алкоголизма и наркомании родителей, определение для таких детей особого образования – важное направление педагогических исследований. Предложены перспективные методики обучения «необучаемых» детей. Эти методики исходят из того, что умственно отсталые дети прекрасно осознают свое состояние, но совершенно не переносят, когда к ним относятся как к инвалидам.

Обычно такие дети обучаются по облегченным образовательным программам с акцентом на профессиональной подготовке. В России открываются новые учебные заведения для детей с различными дефектами. В г. Набережные Челны открыт Медико-биологический центр для детей с патологией органов слуха. Учебные программы составлены с учетом дефектов слуха и имеют коррекционную направленность.

3. Компенсирующее обучение. Это особая проблема дифференциации, определяющаяся как дополнительные педагогические усилия в отношении отстающих школьников. Компенсирующее обучение – ответ на рост неуспеваемости, неудовлетворительной подготовки учащихся.

В российской школе компенсирующим обучением предусмотрены дополнительные занятия и повторное обучение. В некоторых российских школах созданы классы компенсирующего обучения, они решают задачи развития социально-нравственных качеств, помощи в адаптации к условиям школьной жизни, формирования образовательной мотивации у слабоуспевающих, социально и педагогически запущенных детей.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.