Материалы Болонского процесса.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
«Начиная с 90-х годов XX в., ведущие страны мира вступили на путь преобразования своих образовательных систем. Общая тенденция этих преобразований — придание образованию свойств открытости. Наиболее впечатляющие и широкомасштабные изменения происходят на европейском континенте, где в сфере образования рушатся государственные границы и формируется общеевропейская интегральная система образования».

Общие принципы и цели Болонского процесса. Болонская декларация, подписанная Россией сентябре 2003г., основана на следующих принципах: введение двухступенчатого высшего образования; введение системы зачетных единиц (ECTS) для количественной получаемого образования; обеспечение сопоставимого качества образования посредством введения взаимопризнаваемых методологий его проверки.

Цели Болонского процесса: формирование единого и конкурентоспособного рынка труда высшей квалификации в Европе; расширение доступа к европейскому образованию; расширение мобильности студентов и преподавателей; принятие сопоставимой системы ступеней высшего образования с унифицированными для всей Европы приложениями к дипломам.

Особенности квалификации в российском высшем образовании и рынка труда.

Если в зарубежных университетах принята именно академическая двухвариантная квалификация как документ об образовании (в одной и той же ступени — “Бакалавр наук” и “Бакалавр искусств”), то в Российской системе образования квалификация — это лишь запись о профессии, профессиональный признак, например, “Филолог, преподаватель русского языка и литературы”. Подобное смешение академического и профессионального статусов, сохранившееся со времен обязательно-распределительной системой выпускников, требует пересмотра в вузовском образовании России в пользу именно академического статуса, призванного квалифицировать профессионалов на конкретный и быстро меняющийся рынок труда.

От многих европейских стран российский рынок труда отличается рядом специфических черт:

– региональный характер рынка, его зависимость от конкретных экономических и социальных условий развития конкретного региона страны (каждый регион России сохраняет достаточно высокую степень своеобразия, экономической, политической и культурной автономии);

– широта профессионального профиля как востребованная рынком особенность подготовки выпускника;

– неопределенность перспектив развития отдельных отраслей и территорий в целом, что связано с крайней неравномерностью развития отдельных регионов;

– сравнительно низкая оплата труда специалистов с высшим образованием;

– высокие цены на транспорт и практически недоступные цены на жилье, что препятствует свободной миграции специалистов.

Согласно задачам Болонского процесса, строительство современного общества, основанного на знаниях, «заставляет особое внимание уделять фундаментальности вузовской подготовки, особенно на младших курсах обучения. Она соответствует традициям российской высшей школы, и ее необходимо лишь развивать и совершенствовать в новых условиях. Фундаментальность сегодня является основой профессиональной гибкости, требуемой постоянно изменяющимися условиями современного рынка. Фундаментальный характер образования — один из приоритетов Болонского процесса, и по этой проблеме необходимы активные международные консультации. Вопреки необоснованным опасениям, вхождение в европейское образовательное пространство будет лишь способствовать поддержанию фундаментального характера высшего образования и ни в коей мере не способно ему воспрепятствовать».

Традиционная ориентация высшей школы России на научные исследования «изначально близка парадигме “экономики, основанной на знаниях”. … Это возможно как раз в сотрудничестве с нашими зарубежными партнерами по Болонскому процессу. Только это сотрудничество поможет соединить фундаментальность подготовки специалистов с применением их знаний в гражданских отраслях экономики, особенно в сфере высоких информационных технологий, сопряженных с современной инфраструктурой, культурной и технической базой».


Двухступенчатая система университетского образования в России

Введение двухступенчатой системы “бакалавр-магистр” десять лет назад до сих пор мало пересекается с реальными потребностями рынка труда по причине преимущественной ориентации на академическую карьеру, обеспечивая потребности науки и образования (лишь в 90-е годы рынок труда принял многочисленный отряд остродефицитных в то время юристов, менеджеров, экономистов). Но на сегодняшний день явно прослеживаются следующие особенности, влияющие на скорость и масштабы введения двухступенчатой системы высшего образования:

1. «Незавершенность трансформационных процессов в экономике приводит к тому, что в регионах, где наметилось хозяйственное оживление, работодатели до сих пор еще обеспокоены нехваткой кадров по рабочим специальностям, их пока интересуют не «белые воротнички», а квалифицированные рабочие, техники — «синие воротнички».

2. Необходимо время для того, чтобы двухступенчатая система высшего профессионального образования органично заменила собою одноступенчатую в базовых отраслях экономики».

3. Классические университеты могут оставлять предпочтительные для себя модели образования (например, двухступенчатая подготовка экономистов и традиционная одноступенчатая (6 лет) физиков в МГУ им. М.В. Ломоносова.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.