РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В своём выступлении я хотел бы пред­ставить вашему вниманию разработанную в нашем институте модель ресурсного цент­ра, которую мы рассматриваем как одно из альтернативных решений проблемы качества образования в сельской местности.

Глава государства, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, выделил образование как стратеги­чески важную сферу жизни Казахстанского об­щества, призванную готовить специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке.

Динамичное развитие казахстанского общества, курс на ускоренную экономичес­кую и социальную модернизацию требуют столь же неотложных изменений в системе образования, оперативного реагирования на возникающие проблемы, обеспечения каче­ства образования.

Что следует понимать сегодня под каче­ством образования? Долгое время критери­ями качества мы считали высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, уча­стие и победы школьников в олимпиадах. Однако социально-экономические изме­нения последних десятилетий, рассеяв мно­гие наши иллюзии, коснулись и образования. Сегодня профессиональное педагогическое сообщество все более осознает, что необходимы новые подходы к оценке качества об­разования. В современных условиях возникает необходимость понимания качества образования как перехода от трансляции знаний учителем к совместному поиску их смысла и ценности, собственной учебной активности учащихся.


Критерии качества образования

1. Адекватность - соответствие достигнутых образовательных результатов требованиям социального заказа и лич­ностным ожиданиям.

2. Эффективность - степень приближения к максимальному или наиболее желаемому результату при минимуме негативных последствий или издержек.

3. Рентабельность - рациональность и экономичность использования материально-технических и иных образова­тельных ресурсов.

4. Доступность - обеспечение равного доступа к полноценному образованию для всех слоев населения: "образова­ние для всех".

Под качеством образования понимается степень соответствия достигнутых обра­зовательных результатов социальному зака­зу и личностным ожиданиям, а также эффек­тивность, рентабельность и доступность об­разования. Качество образования не бази­руется только на созданных и контролируе­мых государством стандартах, а учитывает интересы и потребности участников образо­вательного процесса: учащихся, их родите­лей, педагогов, работодателей. А их интере­сы связаны, в первую очередь, с личностным развитием, с приобретением социально-зна­чимых компетенции, необходимых для буду­щего профессионального становления и пол­ноценной жизни. Именно с этим связана идея профилизации обучения, которая бу­дет реализована в модели 12-летнего обра­зования. Профильное обучение - это сред­ство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее наиболее полно учитывать интересы, склонности и способ­ности учащихся, создавать условия для обу­чения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намере­ниями. В какой мере мы можем сегодня обеспе­чить требуемое качество образования? Ру­ководители на всех уровнях проявляют се­рьёзную озабоченность, связанную с обес­печением качества образования на местах, так как существует ряд объективных соци­ально-экономических факторов, препят­ствующих равному доступу к полноценно­му образованию для разных категорий детей.

Так, школьное образование на селе от­стаёт сегодня от потребностей современной жизни, прежде всего потому, что не ориен­тировано на формирование у выпускников личностных качеств и ценностных ориента­ции, необходимых для организации самосто­ятельной и профессиональной жизни. В пер­вую очередь это происходит по причине де­фицита материальных, кадровых, научно-методических и иных ресурсов. Педагогичес­кий процесс в сельских малокомплектных школах в настоящее время не обеспечивает даже достаточного уровня предметных зна­ний, не говоря уже о формировании жизнен­но важных компетенции.

Как известно, современное качество образования немыслимо без солидной мате­риально-технической оснащенности образо­вательного процесса, однако в сельских шко­лах создание подобной базы оказывается нерентабельным, так как из-за малочислен­ности учащихся оборудование будет проста­ивать. Аналогичная ситуация и с кадровым обеспечением. Расчет педагогической на­грузки не позволяет содержать в малокомп­лектных школах достаточное количество необходимых специалистов.

Кроме того, возможности для самооб­разования и самостоятельного культурного роста на селе ограничены: беднее фонды библиотек и выбор демонстрируемых кино­фильмов, меньшее транслируемое количе­ство телевизионных программ, кружков и секций. Сельским жителям сложнее попасть в театры, музеи. Это оказывает влияние не только на детей, но и на педагогов, чьи воз­можности продолжения образования, куль­турного роста в условиях села также огра­ничены. Всё это существенно влияет на социальный и духовный уклады жизни села, от­ражается на содержании и организации пе­дагогического процесса.

Существенную проблему представляет и организация профильного обучения для уча­щихся малокомплектных школ — по той же причине ресурсного дефицита. Так, напри­мер, в Нуринском районе в 20 школах коли­чество выпускников 9-х классов составляет всего 234 учащихся, при этом в каждой от­дельно взятой школе — от 2 до 15 человек. Таким образом, для этих школьников сво­бодный выбор профиля невозможен, а стро­ительство интерната планируется только в 2009 году.

Профилизация обучения требует специ­альных условий, которые практически невоз­можно создать в малокомплектной школе. Согласно требованиям государственного стандарта образования, необходимо обеспе­чить как минимум два профиля обучения на старшей ступени, независимо от континген­та малокомплектной школы. Возможно ли осуществить подбор специалистов, учебно-материального оборудования для каждой школы, если в определенные периоды вре­мени кабинеты будут не использованы, а педагоги не найдут применения своего про­фессионального потенциала? Как подсказы­вает нам опыт, для малочисленного контин­гента учащихся нерентабельно создавать условия по освоению профилей.

Данные противоречия носят объектив­ный характер и требуют принятия рацио­нального управленческого решения, как в экономическом, так и в социальном аспек­тах.

Творческая группа нашего института три года назад предложила своё решение проблемы и в настоящее время осуществляет экс­периментальную проверку его эффективно­сти. Речь идёт о создании на селе ресурсных центров.

Идея ресурсного центра не нова. На се­годняшний день в ближнем зарубежье суще­ствуют ресурсные центры, которые решают конкретные образовательные проблемы. Есть ресурсные центры различного типа: по повышению квалификации, по профессио­нальному образованию, по развитию обра­зовательных технологий, в рамках дополни­тельного образования и другие. Практика доказывает целесообразность существова­ния ресурсных центров в сфере образования.

Реализуемый нами проект ресурсного центра является в некотором роде уникальным, так как имеет свои отличительные особенности. Так, например, в нашей модели ресурсный центр (рис.1) создается не в от­дельно взятой школе, как обычно, а интегрирует ряд близлежащих школ со всеми име­ющимися ресурсами.

Основные экспериментальные идеи ресурсного центра:

1. Объединение и развитие человеческих ресурсов для решения образовательных проблем.

2. Медико-психологическое сопровождение образовательного процесса.

3. Создание условий для профильного обучения учащихся.

4. Формирование единого информационного пространства на основе технологии дистан­ционного обучения.

5. Общественно-государственный характер управления.

6. Модульный принцип как основа образовательного процесса.

7. Адаптивность образовательного процесса.

8. Единое научно-методическое обеспечение образовательного процесса.

9. Расширение зоны самостоятельной учебной активности школьников через проектиро­вочную и исследовательскую деятельность.

Ресурсный центр по сути представляет собой комплекс школ, образующих единую образовательную систему, которая позволя­ет компенсировать недостающие ресурсы в отдельно взятых малокомплектных школах. Интеграция ресурсов позволяет обеспечить психологизацию, дифференциацию и инди­видуализацию обучения, создать условия для профильного обучения учащихся. Ресурсный центр является образовательным пространством адаптивного типа. Образова­тельная деятельность осуществляется в те­чение всего учебного года, а не в ограничен­ные периоды времени, и охватывает весь кон­тингент учащихся независимо от уровня подготовленности.


Управление ресурсным центром строится на принципах коллегиальности, сотрудничества, социального партнерства руководителей школ, педагогов, учащихся, их родителей и общественности. По существу в ресурсных центрах осуществляется общественно-государственное управление. На сегодняшний день разработано и реализует­ся положение о взаимодействии всех управ­ленческих структур ресурсного центра.

Такой тип образовательной организации, как ресурсный центр, стал возможен благо­даря появлению новых информационных технологий, позволяющих преодолевать изо­лированность отдаленных сельских школ и формировать ученические и жизненно не­обходимые компетенции.


Организация УВП ресурсного центра

Особенностью обучения детей в ресурс­ном центре является наличие сессий и меж­сессионных периодов. Сессии проводятся три раза в год на базе полноком­плектной школы, которую мы именуем ре­сурсной. Сессии проводятся в первые дни сен­тября, в середине января и в конце марта или в начале апреля. В начале года проводится установочная сессия, в середине года - учеб­ная, в конце года - итоговая. В период сессий обеспечиваются необходимые ресурсы для полноценного обучения и воспитания.

Дети из малокомплектных школ получают помощь квалифицированных специали­стов в преодолении учебных затруднений по базовым дисциплинам, овладевают практи­ческими навыками в рамках профилей, про­ходят медицинское обследование, при этом общая информационно - культурная среда для них значительно расширяется.

Выявляются зоны учебных затруднений школьников, составляются технологические карты, на основе которой разрабатываются индивидуальные маршруты обучения с це­лью коррекционной работы в межсессион­ный период по устранению затруднений.

В период сессий особое место занимают развивающие занятия оборонно-спортивно­го, оздоровительного, художественно-эсте­тического и интеллектуального характера. Это дебаты, диспуты, игры, конкурсы, пси­хологические тренинги, которые проводят­ся во второй половине дня. В течение сессии проводится и психолого-педагогическая диагностика учащихся магнитных школ.

Прибывшие на сессию дети обеспечива­ются нормальными условиями проживания, четырехразовым питанием, для них органи­зуются культурно-досуговые поездки. В РЦ работают медико-психологическая служба, спортивный и тренажерный залы, хореогра­фический зал, столовая, библиотека, центр информационных технологий, медицинский кабинет.

В межсессионный период образо­вательный процесс осуществляется на осно­ве технологии дистанционного обучения и организуется педагогами-тьюторами. При этом используется соответствующий учеб­но-методический комплекс: аудиовизуаль­ные средства, дидактический материал, ра­бочие тетради, электронные учебники, учеб­ные дискеты, видеокассеты. Проводятся как индивидуальные, так и групповые занятия. В строго определенное время через локаль­ную сеть организуется консультативная ра­бота ученика, тьютора и учителя-предмет­ника. Обеспечивается доступ к получению необходимой дополнительной информации с учетом индивидуальной траектории разви­тия ученика.

Образовательный процесс в ресурсном центре обеспечивается соответствующей учебно-планирующей документацией: еди­ным учебным планом, календарно-тематическими планами по базовым предметам, разноуровневыми программами дополни­тельного образования, а также программа­ми профилирующих дисциплин и интегриро­ванных курсов. С учётом регионального ком­понента создается система предпрофильной подготовки, разрабатываются учебно-мето­дические комплексы.

Можно сказать, что ресурсные центры в полной мере являются инновационными образовательными организациями и обеспе­чивают современные формы обучения, где используются все возможности современ­ных образовательных технологий. Карта ресурсных центров (рис.6) На сегодняшний день в Карагандинской области открыты и функционируют 9 ресур­сных центров, объединяющих 43 школы, в том числе 34 малокомплектных. Общий ох­ват учащихся - 7 856 учеников, что состав­ляет 15% от общего числа сельских школь­ников.

Каковы же результаты деятельности ре­сурсных центров?

Наблюдается положительная динамика общеучебных умений и навыков учащихся за последние два года. Значительно улучшилась учебная мо­тивация школьников, возрос их интерес к обучению, что проявилось в улучшении учебных показателей.

Аналогичные тенденции наблюдаются и в других ресурсных центрах, которые были запущены позднее.

Подводя итоги сказанному, можно от­метить, что благодаря проделанной работе мы сохранили школы как интеллектуально-культурные центры села. Предотвратив от­рыв детей от семьи, неизбежный в условиях интерната, мы сохранили сложившийся тип семейного воспитания. Мы считаем, что именно семейное воспитание, с его духов­ными традициями, обеспечивает детям пси­хологический комфорт, развивает у них тру­долюбие, уважение к родной земле, желание на этой земле оставаться и работать ради ее процветания.

В то же время за счет ресурсных цент­ров мы преодолеваем социальную изолиро­ванность детей отдаленных сельских райо­нов, дефицит культурно-развивающей сре­ды. А самое главное — на этапе перехода к 12-летнему образованию — решаем пробле­му профильного обучения. Создаём усло­вия для подготовки сельских школьников к освоению различных профессий, к труду в различных сферах деятельности.

Кроме того, как показывают наши на­блюдения, организация ресурсных центров положительно сказалась на профессиональном развитии педагогов, способствовала рас­крытию их творческого потенциала. Ресурс­ные центры становятся научно-методичес­кими площадками, где создается среда про­фессионального сотрудничества, взаимооб­мена, стимулируется профессиональный рост учителей.

Немаловажно отметить и то, что ресур­сные центры обеспечивают существенный экономический эффект, так как позволяют рентабельно использовать материально-тех­нические средства.

Таким образом, ресурсный центр интег­рирует кадровый, материально-технический и учебно-методический потенциал всех вхо­дящих в него школ и тем самым обеспечива­ет полноценное базовое и профильное об­разование на селе. Школьники овладевают современными информационными техноло­гиями, необходимыми для дальнейшей про­фессионализации. При этом дети обучают­ся без отрыва от семьи и привычных усло­вий жизни. Тем самым обеспечиваются ус­ловия для развития индивидуальности, само­реализации каждого ученика, удовлетворе­ния его разнообразных образовательных потребностей, получения качественного об­разования и в целом успешной социализа­ции ребёнка.

Из года в год растет заинтересованность родителей и сельской общественности в под­держке проекта "Ресурсный центр". Ресурсный центр посёлка Шашубай на сегодняшний день осуществляет социаль­ное партнерство со многими организациями.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.