СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В условиях становления Казахста­на как суверенного государства ог­ромную значимость имело создание такой системы среднего общего об­разования, которая была бы направ­лена на интеграцию в мировое обра­зовательное пространство. Закон Рее публики Казахстан "Об образовании" (1991 г.) определил ряд краеуголь­ных принципов государственной по­литики, в том числе: вариативность среднего общего образования, про­фессиональную ориентацию обуча­ющихся, создание различных типов и видов организаций среднего обра­зования (лицеев, гимназий, коллед­жей), широко реализующих вариативные программы обучения, в том, числе по углубленной и профильной предпрофессиональной подготовке.

С 1992 года в Казахстане начато осуществление реформы школьного образования, ведущей идеей которой являлось развитие системы образо­вания через создание условий для вариативной общеобразовательной подготовки учащихся при сохране­нии единого образовательного про­странства. Отход от однообразия со­ветской школы, поиск путей обнов­ления содержания образования на­шли отражение в Положении о Го­сударственном общеобязательном стандарте образования Республики Казахстан, Концепции развития об­щеобразовательной школы Респуб­лики Казахстан и Концепции содер­жания среднего общего образования (1996 г.). В этих документах был про­возглашен поворот школы к гуманизации и индивидуализации образова­ния, организация обучения учащих­ся с учетом их интересов на основе дифференциации по направлениям — естественно-математическому, гу­манитарно-эстетическому, професси­онально-техническому, что было ре­ализовано в первых вариантах обра­зовательных стандартов и учебных программ по всем обязательным предметам (1996, 1998, 2000 гг.).

В Государственном общеобяза­тельном стандарте среднего общего образования Республики Казахстан (ГОСО РК 2.003-2002) принципы организации образования на старшей ступени общеобразовательной шко­лы получили дальнейшее развитие. В рамках осуществления реформы школьного образования в Казахста­не в соответствии с положениями ГОСО РК — 2002 с 2006/2007 учебно­го года в 10-11 классах вводится про­фильное обучение учащихся по ес­тественно-математическому и обще­ственно-гуманитарному направлени­ям. На основе стандарта разработа­ны предметные программы по двум направлениям обучения. Внедрение стандарта подкреплено созданием первых отечественных профильных учебников и УМК, которые были эк­спериментально апробированы и ис­пользуются в 10-х классах общеоб­разовательных школ.

За прошедшие годы осуществле­ния реформы школьного образования в республике созданы разнообраз­ные инновационные учебные заведе­ния и накоплен определенный опыт по организации дифференцированно­го и профильного обучения учащих­ся старшей ступени школы. Вместе с тем, введение новых организацион­ных форм обучения сопровождается появлением определенных проблем.

В большинстве школ закрепляют­ся достаточно жесткие варианты про­фильных учебных планов с негибким набором профильных предметов. Возникают проблемы и с формиро­ванием профильных классов в не­больших сельских школах и МКШ. В связи с нехваткой кадровых и ма­териально-технических ресурсов ряд школ вводит малоэффективную час­тичную профилизацию (например, углубленное преподавание одного предмета). Остро стоит проблема под­готовки и переподготовки учителей, способных на деле реализовать принципы профильного обучения.

Таким образом, на современном этапе осуществления реформы школьного образования в Республи­ке Казахстан, который можно на­звать этапом подготовки ко внедре­нию профильного обучения, накоп­лен достаточный практический опыт по организации обучения по направлениям и профилям. Наряду с этим, сеть общеобразовательных учрежде­ний, осуществляющих профилизацию обучения (гимназии, лицеи, спе­циализированные школы, ресурсные центры и др.), пока развита недоста­точно.

Новый этап реализации и разви­тия идей профильного обучения на старшей ступени среднего общего образования в Казахстане связан с переходом системы образования страны на 12-летнее обучение, начи­ная с 2008 года. В нормативных пра­вовых документах, определяющих перспективные направления разви­тия системы образования, - Государ­ственной программе развития обра­зования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, Концепции 12-летне­го среднего общего образования Рес­публики Казахстан - предусматри­вается для осуществления осознан­ного профессионального и граждан­ского самоопределения учащихся ор­ганизация на старшей ступени обще­образовательной школы профильно­го обучения по социально-гуманитар­ному, естественно-математическому и технологическому направлениям. Внутри каждого из предлагаемых направлений - предполагается орга­низация различных профилей на ос­нове разных наборов профильных и элективных предметов по выбору учащихся.

Таким образом, в Казахстане име­ется:

- опыт организации в регионах обучения по направлениям на стар­шей ступени школы как результат внедрения основных идей профиль­ного обучения в реальную педагоги­ческую практику;

- концептуальная и методологи­ческая основа совершенствования нормативной базы и научно-методи­ческого обеспечения организации профильного обучения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.