ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Профессиональная ориентация в контексте личностного самоопределения.

В рекомендации ЮНЕСКО по вопросам профессиональной ориентации излагается ряд различных целей. Одна из них касается роли профориентации в самоопределении, другая имеет прямое отношение к нуждам общества: «Следует учитывать социальные и экономическое развитие страны, настоящие и будущие потребности общества, гарантируя при этом индивиду свободу выбора. Это означает, что службы профориентации несут ответственность, как перед индивидом, так и перед обществом».

Таким образом, возникает противоречие между двумя целями: удовлетворением нужд общества и в то же время гарантированием свободы индивидуального выбора. Данное противоречие может быть снято при организации системной, научно обоснованной профессионально ориентированной работы в профильном обучении старшеклассников

Ведущие специалисты в области профессионального самоопределения считают, что даже при планировании «своего» жизненного пути («своего мира») каждый человек должен соотносить его с «мирами других людей и, следовательно, с миром культуры человечества в целом. Вот с этой задачей непременного приобщения к бесконечно великой общечеловеческой культуре и должна быть обязательно сопряжена задача профессионального самоопределения» (Климов Е.).

Профессиональное самоопределение предполагает формирование субъектного отношения к конкретной трудовой деятельности, мобильности на рынке труда, умения ориентироваться на этом рынке и подстраиваться под тенденции его изменения.

Очевидно, что профессиональное самоопределение является частью личностного самоопределения.

Личностное самоопределение возникает на границе старшего подросткового и младшего юношеского возраста. В качестве основной характеристики данного психологического явления выступает потребность в личностном самоопределении как потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире.

Личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится к нему. Можно говорить о «двуплановости» личностного самоопределения: с одной стороны, как конкретное определение будущей профессии и планирование жизни, с другой стороны, как неконкретные поиски смысла своего существования.

Выбор личностной позиции можно определить по следующим показателям:

1) ценностные ориентации школьника относительно учения, цели обучения в школе, смысла жизни, общения с взрослыми и сверстниками, моральных, культурных ценностей общества;

2) уровень развития мотивационной сферы, а также содержательное её наполнение;

3) взаимоотношения с окружающими, что, очевидно, требует изучения; с одной стороны, как школьник строит свои взаимоотношения с окружающими, какими принципами он при этом руководствуется, как относится к людям, с другой – как окружающие относятся к нему;

4) представление о себе; при изучении данного показателя важно знать не только успеваемость учащегося, уровень его знаний и умений и т.д.

Не умаляя значение этих данных, необходимо, тем не менее, в первую очередь знать, владеет ли школьник умениями самоанализа, адекватно ли себя оценивает, правильно ли оценивает мнение окружающих о себе.

Выбор профессиональной позиции основывается, главным образом, на предметном интересе, т.е. интересе к определённой области знания. Однако осознанный профессиональный выбор должен обязательно основываться на знании своих способностей и возможностей (интеллектуальных, операциональных коммуникативных и др.). Таким образом, для осознанного выбора профессии требуется соблюдение, по крайней мере, трёх указанных условий:

- соответствие данного выбора предметным интересам школьника;

- представление о своих способностях и возможностях;

- адекватная оценка своих способностей и возможностей.

Итак, профессиональное самоопределение невозможно без личностного, потому часто рассматривается жизненное самоопределение, которое предполагает умение ориентироваться, оценивать ситуацию, принимать решения не только в мире профессий, но и в собственном внутреннем мире, а также в мире людей.



2. Теоретические основы профессиональной ориентации

В современных условиях социально-экономических перемен задача профессиональной ориентации школьников существенно усложнилась. Выпускник заинтересован в получении практико-ориентированных знаний, нужных ему для самоопределения и самоопределения в условиях постоянного выбора.

Теоретической основой современной профессиональной ориентации выступает теория продуктивного обучения. Продуктивное обучение – это обучение, при котором школьник учится в производстве своего собственного продукта, а образовательный процесс доходит до стадии конечного, целого и завершённого индивидуального результата.

Продуктивное обучение имеет ряд отличительных особенностей.

Во-первых, самостоятельная учебная деятельность связана с реальной трудовой деятельностью вне школы (или в школе) на рабочем месте. Во-вторых, учёба и труд ученика ориентированы на реальный, социально значимый конечный продукт, являющийся основой комплексной качественной, а не количественной оценки. В-третьих, претерпевает кардинальное изменение роль педагога, он перестаёт быть посредником в передаче абстрактного знания, а становится консультантом, «тренером», тьютором (наставником), поддерживающим ученика в достижении продуктивности индивидуальной образовательной и практической деятельности. В-четвёртых, «открываются двери класса» и происходит фактическая смена урочных, формальных и замкнутых форм отношений на эвристические, открытые, групповые взаимодействия и неформальные обсуждения проблем и рефлексии (рисунок 16).

Организуемая таким образом продуктивность изменяет деятельность и учащегося (он перестаёт быть учащимся в полном смысле этого слова), и учителя (он уже не традиционный оракул). Показателями продуктивности для ученика являются индивидуальный интерес, кооперация и партнёрство, самостоятельность и ответственность, а для педагога – консультирование и поддержка учащегося, взаимодействие с ним, создание современной образовательной среды, обеспечение условий для продуктивной группы и индивида.

Таким образом, образовательная деятельность старшеклассника выстраивается на основе личного опыта и рефлексии над своими действиями и поступками либо над действиями и поступками окружающих людей. Основу подобного образовательного процесса составляет личный опыт и рефлексия, что приводит к трансформации представлений

Для организации продуктивной образовательной деятельности старшеклассников в процессе профессиональной ориентации необходимо обеспечение следующих условий:

- создание среды для социально-профессионального самоопределения в условиях образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных программ);

- проектирование образовательного пространства для развития способностей и достижение компетентности, необходимых для принятия решения о продолжении образования;

- оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в самоопределении средствами консультационной работы и диагностики.


Данные условия могут быть реализованы в нескольких направлениях профориентационной работы:

1) интеграция образовательных областей и внеурочной деятельности;

2) организация социального партнёрства;

3) организация диагностики и консультирования;

4) обеспечение профильной подготовки на основе вариативности.

3. Сущность профессиональной ориентации в современных условиях.

В общем виде под профессиональной ориентацией (профориентацией) понимается ориентация школьника на те или иные профессии. Понятие профессиональная ориентация развивается по мере того, как меняется представление общества о целях и задачах профориентации.

Профессиональная ориентация трактуется как целенаправленная деятельность по подготовке молодёжи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах различных профессий и разного уровня квалификации
Психологическая готовность к профессиональному самоопределению

МОГУ (профессиональный интерес, склонности, способности, состояние здоровья, работоспособность, необходимые знания, умения, навыки)

Соответствие психофизиологических возможностей личности условиям работы по избираемой профессии

Анализ (самоанализ) готовности к выбору профессии (знания, умения, навыки, интересы, склонности, способности, призвание)

НАДО (гражданская зрелость, чувство долга, патриотизм и др.)


Анализ (самоанализ) психологических свойств личности (нет противопоказаний к избираемой профессии, противопоказания есть, возможности и компенсации этих противоположностей)



Один из основателей профориентационной работы Ф. Парсонс выделил три основных фактора выбора профессии:

- правильная самооценка склонностей, способностей, интересов, устремлений, возможностей и ограничений;

- знание того, что нужно для успешной деятельности по каждой из выбираемых профессий;

- умение соотнести результаты самооценки со знаниями требований профессий.

4. Этапы профориентации.

В процессе профориентация следует выделить три основных этапа: Первый этап – пропедевтический - совпадает с этапом профильной ориентации в предпрофильной подготовке.

Второй этап – конструктивный – длится 1,5 года (10(11)-11(12) классы). Этап включает в себя:

- информационную работу;

- диагностику;

- профессиональные пробы (моделирование будущей профессиональной деятельности, организация социальной практики и широкого спектра видов образовательной деятельности - проектной, исследовательской, учебно-исследовательской и др.)

Третий этап - заключительный, или рефлексивный, содержит:

- обучение способам принятия решений о выборе профессии;

- определение готовности к самостоятельному выбору профессии;

- «погружение» в проблему выбора профессии.

Таким образом, результатом профессиональной ориентации выступает профессионально-личностное самоопределение старшеклассника. В идеале старшеклассник совершает сознательный выбор профессии и дальнейшего пути обучения, связанного с будущей профессиональной деятельностью.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.