Индивидуальная потребность в непрерывном образовании

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Образование, до недавних пор связанное лишь с определенным периодом в жизни человека, становится необходимым компонентом всех без исключения периодов жизненного цикла. Таким образом, непрерывное образование следует рассматривать как важнейший ресурс не только устойчивого и согласованного развития личности и общества, но и как решающий фактор интеграции российского общества в процессы мирового развития. При этом, образование понимается как институализированный социальный процесс, который может происходить и вне нынешней системы образования и даже оказывать обратное воздействие на нее. Этот достаточно новый для российской социологии и философии образования подход основывается на признании неотъемлемости права на образование.

Современное понимание всеобщности права на образование основывается, прежде всего, на признании автономии личности, как самостоятельного и ответственного субъекта общественных отношений. Посредством участия в образовательных программах, а также в результате самообразования, человек реализует возможность духовного роста и развития. Государство, в свою очередь, признает право на образование, поскольку именно через учебную деятельность общество воспроизводит сложившиеся матрицы культуры, технологий и, наконец, национальной идентичности.

В нашей стране право на образование гарантировано Конституцией. Однако, всякая декларация подобного уровня нуждается в создании социальных механизмов, которые обеспечивали бы реализацию этого права на всех государственных уровнях и во всех социальных группах, независимо от возраста людей.

Одной из важнейших особенностей XXI века является необходимость привлечения самых широких слоев населения к решению социально значимых проблем[28]. Это значит, что вопрос бедности и нищеты, к примеру, не может быть решен без сознательного и активного участия малоимущих слоев общества, а более общая проблема экономического неравенства – без участия стран “третьего мира”. Истощение природных ресурсов или рост иммиграционных потоков нельзя остановить без взаимных договоренностей и обязательств всех участников процесса, независимо от того, осознают ли они в этом свой интерес или нет.

По мнению экспертов ЮНЕСКО именно непрерывное образование, включающее, в первую очередь, образование взрослых, и будет способствовать “экологически устойчивому развитию, содействовать демократии[29], справедливости, равноправию мужчин и женщин, научному, социальному и экономическому развитию, а также строительству мира, в котором на смену жестоким конфликтам придут диалог и культура мира, основанные на справедливости”[30].

Признание таких ценностей предполагает определенные шаги со стороны государства по правовому и экономическому закреплению конституционного права на образование. Иначе говоря, сегодняшнее государство не менее своих граждан заинтересовано в продуманной системе мер, обеспечивающих реализацию образовательных и информационных потребностей населения.

Как формируются и как выглядят эти образовательные потребности российского населения на сегодняшний день? Насколько соответствует им Федеральная программа развития образования? Наконец, насколько население готово участвовать в ней?

Остановимся на этом подробнее.

Образовательные потребности представляют собой разновидность социальных потребностей, полнота удовлетворения которых составляет необходимую предпосылку нормальной жизнедеятельности и успешного развития общества в целом и его отдельных структурных элементов. Этот широкий по значению термин обычно обозначает характер, структуру и меру нуждаемости в различных направлениях, видах и формах образовательной деятельности. Он употребляется в двух основных значениях:

· Объективная заинтересованность в определенных образовательных услугах;

· осознанная нужда в них, выраженная в обращенных к системе образования запросах и ожиданиях.

Таким образом, речь идет о содержании и структуре социального заказа, адресуемого системе образования. Потребности в новых образовательных услугах или в модификации уже имеющихся возникают по мере того, как изменяется жизнь, то есть вместе с возникновением новых проблем и постановкой новых задач.

Носители образовательных потребностей подразделяются на ряд категорий:

· Общество в целом как преемственно развивающийся социально-культурный организм;

· подразделения системы общественного труда, нуждающиеся в компетентных работниках;

· регионы и иные территориально обособленные общности, решающие проблемы экономического, технологического, культурного развития;

· предприятия и учреждения, заинтересованные в повышении эффективности своей работы;

· политические партии, общественные организации и движения, стремящиеся шире распространить свою идеологию и обучить этому своих сторонников;

· люди как субъекты различных видов деятельности и как отдельные личности.

Образовательные потребности перечисленных социальных субъектов имеют определенную структуру. Они подразделяются на виды и группируются с учетом конкретного содержания выполняемых задач и разрешаемых проблем. Образовательные потребности взрослого человека так или иначе обусловлены его участием в различных видах социальной деятельности, его включенностью в трудовую, экономическую, политическую, социальную, духовно-культурную деятельность.

Образовательные потребности подразделяются также по критерию временной протяженности их существования. Отметим два основных вида:

· Эпизодические или ситуативные: невозобновляющиеся, имеющие место от случая к случаю (нуждаемость в знаниях и умениях, возникающая, как правило, в результате непредвиденного стечения жизненных обстоятельств);

· устойчивые, присущие взрослому человеку на всем протяжении его жизни и сохраняющие свою актуальность независимо от изменений, происходящих в окружающей среде.

К такого рода надситуативным потребностям относятся:

· Углубление миропонимания и компетентности;

· повышение уровня креативности;

· увеличение меры освоения социально-культурного опыта и ряд других.

Содержание и структура образовательных потребностей служат основанием для отбора содержания обучения и постановки конкретных задач. Практикуемые способы их выявления многообразны. Нередко администраторы и политики образования сами решают, в каких знаниях, умениях и навыках нуждаются взрослые люди, или копируют уже апробированные программы обучения. Также, проводятся опросы, выявляющие субъективные (осознанные) образовательные потребности.

Для выявления объективных (не всегда осознаваемых) образовательных потребностей используются вопросники, выявляющие характер трудностей, с которыми сталкиваются люди при решении проблем, возникающих в различных видах их практической деятельности, а также тесты на уровень компетентности.

В последние годы также широко используется биографический метод[31]. Его суть заключается в проговаривании основных личностно значимых событий, в процессе чего с помощью преподавателя анализируются процессы самоидентификации и личностного развития.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.