ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну их форм учебною процесса и является существенной его частью.

Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, вы­полняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Ядром самостоятельной работы, исходным моментом ее конструирования является познавательная или проблемная задача. Именно наличие задачи обусловливает весь процесс самостоятельной работы: предусматривает самостоятельную деятель­ность студентов по решению поставленных задач, осязательную подго­товку к самостоятельному выполнению, решению учебных и профессиональных задач.

Основными признаками самостоятельной работы студентов являются:

· наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение решение;

· проявление умственного напряжения мысли обучаемых для правиль­ного и наилучшего выполнения того или иного действия;

· проявление сознательности, самостоятельности и активности студен­тов в процессе решения поставленных задач, осознание необходимо­сти и возможности выполнить задание;

· владение навыками самостоятельной работы;

· осуществление управления и самоуправления самостоятельной позна­вательной и практической деятельностью студентов.

В различных формах учебного процесса самостоятельность обучае­мых проявляется по-разному: от простого воспроизведения, выполнения задания по жесткой алгоритмизированной схеме до самостоятельной творческой деятельности.

Самостоятельность студентов при изучении специальных дисциплин проявляется через планирование своей учебной работы, отбор учебной литературы, методических пособий для самостоятельного изучения, под­готовку наглядно-демонстрационного материала, самостоятельное вы­полнение специальных профессиональных обязанностей в ходе педаго­гической практики.

В самостоятельной работе студентов всегда должны присутствовать элементы управления и самоуправления: целеполагание, планирование работы, текущий контроль и самоконтроль за ходом, промежуточными и конечными результатами, корректировка хода работы, а также устране­ние ошибок, совершенствование способов выполнения работы.

Содержание самостоятельной работы студента имеет двуединый ха­рактер. С одной стороны, это совокупность учебных и практических за­даний, которые должен выполнить студент в процессе обучения, объект его деятельности. С другой стороны, это способ деятельности студента по выполнению соответствующего учебного теоретического или практи­ческого задания. Свое внешнее выражение содержание самостоятельной работы находит во всех организационных формах учебной и внеаудитор­ной деятельности.

Функциональное предназначение самостоятельной работы студентов в процессе лекционных, семинарских и практических занятий по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, про­смотре, прослушивании, наблюдении, конспектировании, осмыслении, за­поминании, воспроизведении определенной информации. Постановку цели и планирование самостоятельной работы студенту определяет преподаватель.

В ССУЗе существуют различные виды индивидуальной самостоя­тельной работы - подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным рабо­там, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и т. д. Самостоятельная работа бывает более эффективной, если она пар­ная или групповая. Такая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю.

Самостоятельная работа студента проявляется и во внеаудиторное время, когда студент повторяет учебный материал и углубляет свои тео­ретические знания с помощью специальной литературы или компьютер­ных обучающих устройств.

При выполнении любого вида самостоятельной работы студент дол­жен пройти следующие этапы:

- определение цели самостоятельной работы;

- конкретизация познавательной задачи;

- самооценка готовности к самостоятельной работе;

- выбор адекватных способов действий;

- планирование;

- реализация программы выполнения самостоятельной работы;

- самоконтроль и корректировка результатов.

Специфической чертой процесса обучения в среднем профессиональ­ном учебном заведении является организация самостоятельной работы студентов в ходе овладения новыми знаниями. Только при овладении новыми знаниями возможно настоящее интеллектуальное развитие, при­обретение умений и навыков самостоятельного учения.

Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, овладе­нию приемами процесса познания, развитию познавательных способно­стей.

Именно поэтому она становится главным резервом повышения эф­фективности подготовки специалистов.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.