Основные направления государственной политики в сфере образования в Республике Беларусь

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В начале 1990-х гг. новые политические и социально-эконо­мические реалии, связанные с распадом СССР и появлением суверенных государств, положили начало трансформационным процессам в белорусской системе образования.

Обретение Рес­публикой Беларусь независимости, поиск путей решения соци­ально-экономических проблем в условиях развивающихся ры­ночных отношений, курс на создание социально ориентированного государства актуализировали необходимость разработки стратегии развития образования в новых условиях.

В 90-е годы в Республике Беларусь шел процесс создания новой норматив­но-правовой базы, регулирующей механизмы функционирова­ния образовательной системы с учетом новых реалий. В 1991 г. был принят Закон об образовании в Республике Беларусь, в ко­тором были сформулированы принципы государственной политики в области образования, цели и задачи национальной сис­темы образования, ее структура, права и обязанности препода­вателей, учащихся, принципы финансирования.

Одновременно был разработан ряд важнейших документов, нормативно-правовых актов, концепций, регулировавших и оп­ределявших деятельность звеньев системы непрерывного обра­зования: «Концепция образования и воспитания в Беларуси», «Концепция развития высшего образования в Республике Бела­русь» (1996), «Концепция воспитания в национальной школе», «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи» (1999), «Концепция развития педагогического образования в Республи­ке Беларусь» (2000) и др.

В этих документах получила отраже­ние новая образовательная политика, взгляды на образование и воспитание подрастающего поколения, подготовку кадров в из­менившихся социально-культурных условиях.

В марте 2002 г. в Беларуси была принята новая редакция За­кона об образовании. При доработке законопроекта были уточ­нены понятия «образование», «национальная система образова­ния», освещены проблемы, связанные с правовым регулирова­нием деятельности системы образования.

В частности, были сняты ограничения на получение только одного образования за счет средств бюджета, предусмотрено кредитование студентов, получающих образование на платной основе, а также выдача дипломов единого образца независимо от форм собственности учреждений образования. В Законе получили отражение прин­ципы, на которых строится национальная государственная политика в сфере образования:

- приоритетность образования,

- обязательность общего базового образования,

- доступность,

- преемственность и непрерывность,

- научность, приоритет общечеловеческих ценностей,

- национально-культурная основа образования,

- экологическая направленность,

- демократический и светский характер образования.

Таким образом, на протяжении минувшего десятилетия в Республике Беларусь создавалась новая нормативно-правовая база, регламентирующая развитие национальной образователь­ной системы в новых условиях. Научно обосновывались прин­ципы формирования школьного образования, разрабатывались концепции развития национальной школы, вводились в дейст­вие новые положения об общеобразовательных школах, в кото­рых закреплялся статус новых типов школ (гимназий, лицеев, колледжей, высших профессиональных училищ).

Наиболее ярким событием в школьном образовании 90-х гг. стало появление учебных заведений нового типа (гимназии и лицеи). Их реставра­ция в системе образования СССР, а затем и стран СНГ вызвала бурную полемику на страницах периодической печати, цен­тральное место в которой заняли вопросы сущности и характера деятельности инновационных структур, их типологии, содержа­ния образования.

Полярность точек зрения специалистов и по­лемика вокруг новых школ была вызвана стихийным характе­ром их появления, отсутствием единой концепции, утратой тра­диций развития академической школы в советский период. Чтобы стабилизировать работу новых учебных заведений, пона­добилось время, которое показало их жизнеспособность.

В сво­ей деятельности гимназия и лицей опираются на традиции ев­ропейского школьного образования: академизм, профильность, селективность, высокое качество обучения. Пик создания но­вых школ в республике приходится на 1991—1993 гг. Начиная с 1994 г. рост сети гимназий и лицеев замедляется, что объясня­ется определенным насыщением белорусской системы образо­вания этими образовательными учреждениями и ужесточением государственного контроля над их деятельностью.

В середине 90-х гг. приоритетным становится не количественный рост, а качество их работы. В 2004 г. в Республике Беларусь действо­вали 115 гимназий, 26 лицеев, 100 школ с углубленным изучением предметов. Значительная часть гимназий и лицеев, специализи­рованных школ сконцентрирована в столице, что объясняется высоким общественным спросом, большим числом вузов и ква­лифицированного профессорско-преподавательского состава.

В сравнительно небольшой срок система образования Рес­публики Беларусь существенно преобразилась. Особенно зна­чительные изменения произошли в школьном образовании: появились новые типы учебных заведений (гимназия, лицей, учебно-педагогический комплекс, специализированная школа и др.).

Наряду с государственным получил развитие частный сек­тор школьного образования. В учебных заведениях разворачи­вается инновационная деятельность, расширяется спектр при­меняемых технологий. Эти изменения подготовили почву для кардинальной реорганизации школьного образования, его структурной и содержательной перестройки и обусловили вступление белорусской школы в полосу длительного крупномасштабного реформирования.

Структура системы образования в Республике Беларусь представляет собой следующие типы учебных заведений:

1) Дошкольные учреждения:

1 – 3 года – ясли;

3 – 6 лет – детский сад

2) Полная средняя школа:

6 – 10 лет (1 – 4 кл.) – начальная школа

10 – 16 лет (5 – 10 кл.) – основная (базовая) школа

16 – 17 лет (11 – 12 кл.) – полная средняя школа

10 – 18 лет (5 – 12 кл.) – гимназия

3) Начальное и среднее профессиональное образование:

16 – 17 лет (11 – 12 кл.) – лицей

16 – 17 лет (11 – 12 кл.) – техникум

16 – 17 лет (11 – 12 кл.) - ПТУ

4) Высшее профессиональное образование:

1 – 5 курсы обучения – специалист

1 – 4 курсы обучения – бакалавриат

5 – 6 курсы обучения – магистратура

5) Постдипломное образование: аспирантура и докторантура

6) Система повышения квалификации и переподготовки специалистов.

7) Внешкольные учебно-воспитательные организации и учреждения дополнительного образования.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.