Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Жан Жак Руссо (1712 – 1778) - один из самых ярких и блестящих писателей и публицистов в плеяде просветителей XVIII века. Это был человек, который не только при жизни, но и столетия спустя, вызывает неоднозначное отношение к себе и своим работам. Его объявляли бунтарем и смутьяном, ниспровергателем устоев общества, и в то же время, его считали великим гуманистом, педагогом и титаном мысли.
В свое время Руссо считали самым знаменитым писателем Франции, а его произведения многократно переиздавались и переводились на многие языки. В то же время, роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», который принес автору мировую известность, был сожжен на одной из площадей Парижа и внесен в список запрещенных книг, а его автор был вынужден бежать за границу.
Произведения Руссо глубоко взволновали умы передового предреволюционного буржуазного общества, их влияние простиралось далеко за пределы Франции. В России Екатерина II запретила распространение книг Руссо. Особенно невзлюбила императрица роман «Эмиль, или О воспитании», увидев в нем призыв к свержению самодержавия. «Особенно не люблю я эмильевского воспитания. Не так думали в наше старое доброе время», - высказала она свое мнение, и на долгие годы ввоз романа в Россию был запрещен.
Жан Жак Руссо родился в Женеве (Швейцария) в семье часовщика. Рано оставшись без матери, его отец мало занимался его воспитанием и обучением. Поведение Руссо в юности не отличалось добродетелями, он неоднократно был уличен в мелком воровстве и мошенничестве. Однако впоследствии Руссо много занимался самообразованием, увлекся чтением, «поглощая» книгу за книгой.
В 13 лет Руссо отдали в подмастерья, но, оказавшись неспособным учеником, он решил покинуть мастерскую навсегда. С 1728 г. начинается долгий период скитаний и путешествий юного Руссо по Франции, Швейцарии, Италии. Эти путешествия многое определили в судьбе писателя. Роскошь и великолепие, с одной стоны, соседствовали с бедностью, убогостью и нуждой, с другой стороны. Увиденное, стало первым источником его общественно-политических идей.
Не получив в детские годы систематического образования, пользуясь покровительством настоятельницы монастыря в Аннеси, Руссо на протяжении десяти лет постигал те знания, которых ему не хватало. Занимаясь самообразованием, Руссо изучал астрономию, химию, ботанику, физику, увлекся философией, историей и географией. В результате самообразования, Руссо сформировался как оригинальный, глубокий мыслитель и писатель, а своих собеседников поражал начитанностью и образованностью. Таким образом, самообразование – это второй университет Ж.Ж. Руссо.
В начале 40-х гг. XVIII века Руссо впервые попадает в Париж. Благодаря рекомендательным письмам влиятельных покровителей, Руссо посещает модные парижские салоны, где еще раз убеждается в «гнилости» и «паразитичности» высшего парижского общества.
Опыт общения с публикой высшего света и его нравы подтолкнули Руссо к идеям о происхождении неравенства и социальных и природных условиях становления человека. Свои мысли о происхождении и сущности государства, суверенитете народа, неравенстве им были представлены в работах «Рассуждение о происхождении неравенства между людьми» (1754) и «Общественный договор» (1762), которые впоследствии принесли ему всемирную известность.
В своих работах Руссо доказывал, что неравенство росло вместе с цивилизацией. Развивая идеи Локка о договорной теории государства, Руссо утверждал, что люди изначально были равны и свободны между собой, а затем, в целях сохранения своей собственности, были вынуждены отказаться от своих естественных прав на свободу, и передали функции управления и контроля выбранным ими правителям. Тирания и эксплуатация народа незаконны, так как они нарушают первоначальный общественный договор, заключенный между свободными гражданами и властями.
Во французской столице Ж.Ж. Руссо знакомиться с новой буржуазной интеллигенцией того времени, с ее лучшими представителями – публицистами и философами. Руссо сдружился с авторами «Энциклопедии» Д. Дидро, Э. Кондильяком, П. Гольбахом, К. Гельвецием, которые были критически настроены к существующим порядкам. По просьбе Д. Дидро Руссо пишет для «Энциклопедии» статьи, посвященные музыке и политической экономии.
В томах «Энциклопедии» выражалась новая идеология, противопоставленная существующему порядку в обществе, его морали и догмам. В идеологической подготовке французской революции она сыграла огромную роль.
В дружбе и вражде с деятелями французского Просвещения и протекала в дальнейшем значительная часть жизни Ж.Ж. Руссо. Он был среди тех, кто наиболее последовательно и решительно настаивал на демократической педагогической прграмме Просвещения.
Переломным для Ж.Ж. Руссо оказался 1749 год. Однажды Руссо прочитал опубликованное в журнале объявление Дижонской академии о конкурсе на тему: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» и в тот же день принялся за работу, так заинтересовала его тема. Опубликованный трактат получил первую премию Дижонской академии и вызвал горячую полемику в обществе. В авторе трактата Европа увидела сильного и неординарного философа и педагога.
На поставленный в работе вопрос Руссо отвечает отрицательно. Он считает, что человечество понесло невосполнимый ущерб, уйдя от своего «естественного состояния». В этом произведении Руссо резко выступил против современной ему культуры, социальной несправедливости, давая понять, что прогресс человечества он видит в воспитании, которое будет проходить в гармонии с природной сущностью ребенка. Человек, по мнению Руссо, испорчен современным обществом.
Власть и богатство создали неравенство в обществе, поэтому, заявлял Руссо, власть должна принадлежать народу, а собственность крупных дворян-феодалов должна быть уничтожена. Идеальное общество, по Руссо, строиться на мелкобуржуазной собственности, труде каждого и свободе, ибо тот человек, который ценит свою свободу, научиться, конечно, уважать и свободу других, основанную на труде.
Творческий взлет Ж.Ж. Руссо пришелся на 1756 – 1762 гг. Он жил в предместье Парижа, пользуясь покровительством крупных аристократов и тратя небольшое наследство, оставшееся ему после смерти отца. Свою личную жизнь Руссо связал с молодой белошвейкой Терезой Левассер, ставшей ему подругой, а затем и женой на всю жизнь. В этот период им написаны произведения «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), «Общественном договор» (1762), «Эмиль, или О воспитании» (1762), «Письма о морали» (1758) и другие произведения, сделавшие автора знаменитым не только во Франции, но и далеко за ее пределами.
Одним из самых любимых произведений автора, своеобразным прологом к его главному педагогическому труду – «Эмилю», стал роман «Новая Элоиза», написанный в 1758 г., а опубликованный в 1761 г. Это художественное произведение пользовалось огромной популярностью и было переведено, в том числе, и на русский язык. Сентиментальная история о средневековых влюбленных, которые вынуждены жить в разлуке, из-за общественных предрассудков общественного уклада, пронизана мыслями о воспитании на началах гуманизма и бережного отношения к природе человека.
В 1762 г. Руссо опубликовал свой главный педагогический роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», в котором подверг жесткой критике существовавшую практику организованного воспитания, показал кастовость и ограниченность воспитания и обучения в сословных школах, заявил об антигуманном характере воспитания, принятого в аристократической среде, когда ребенок находится под присмотром гувернера или в пансионе, будучи оторванным от родителей.
Выход романа в свет произвел на власти и церковь эффект разорвавшейся бомбы. Произведение сразу же было запрещено церковью, а весь тираж публикации был конфискован и сожжен публично. Против Руссо было возбуждено судебное дело, вскоре, после чего он был вынужден скрываться и бежать за границу. Власти увидели в романе Руссо прямые нападки на аристократию и церковь, а недавние друзья Вольтер и Гельвеций также не поняли своего единомышленника.
Но в то же время, многие передовые мыслители Европы – И. Кант, Д. Юм, приветствовали выход романа, так как понимали, что благодаря «Эмилю» во Франции и за ее пределами после прочтения романа возникнет огромный интерес к проблемам воспитания и желание воплотить его идеи на практике.
Некоторое время Руссо скрывается в Швейцарии, затем он тайно перебирается в Германию, из Германии по приглашению английского философа Д. Юма переезжает в Англию.
В 1767 г., после пяти лет изгнания, больной и разбитый морально Руссо возвращается на родину во Францию, где живет под чужим именем. Здесь он завершает свои последние труды «Исповедь», «Прогулки одинокого мечтателя», «Рассуждение об управлении Польшей», где снова возвращается к вопросам воспитания и народовластия. Скончался Ж.Ж Руссо, тяжело болея, в нищете и одиночестве в 1778 г., но идеи, оставленные им, были восприняты другими педагогами-энтузиастами и развиты в своих концепциях воспитания и обучения.
«Руссо! Руссо! Память твоя теперь любезна человекам: ты умер, но дух твой живет в «Эмиле», но сердце твое живет в «Элоизе», - писал русский историк и писатель Н.М. Карамзин.
Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» посвящен изложению взглядов Руссо на воспитание как разумный способ изменить общественное переустройство. В романе два главных героя – Эмиль, молодой человек (от рождения до 25 лет) из знатной семьи и его воспитатель, заменяющий ему родителей. В результате полученного воспитания Эмиль должен стать свободомыслящим мелким буржуа, живущим собственным трудом.
В современном Руссо обществе бытовало мнение, что воспитание и обучение должно переделать ребенка, укротить его дикую природу и подготовить занять определенное место в жизни, согласно положению родителей: быть военным, адвокатом, служителем церкви. «Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека. Он принуждает одну почву питать растения, выращенные на другой, одно дерево приносить плоды, свойственные другому. …Он перемешивает и путает климаты, стихии, времена года. Он уродует свою собаку, свою лошадь, своего раба. Он все перевертывает, все искажает, любит безобразное, чудовищное. Он ничего не хочет видеть таким, как создала природа – не исключая и человека: и человека нужно ему выдрессировать, как лошадь для манежа, нужно переделать на свой лад, как он окорнал дерево в своем саду», - писал французский педагог.
Руссо противопоставил такому воспитанию личность, воспитанную средствами природы, на лоне природы, с собственными естественными интересами и руководствующуюся в жизни собственными природными способностями.
Цель воспитания по Руссо – сделать воспитанника человеком, воспитать в нем, прежде всего, такие черты, необходимые любому человеку, независимо от его социального положения и занимаемой должности. «Выходя из моих рук, - писал Руссо, - он (воспитанник. - авторы) не будет… ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком». Нужно научить ребенка, полагал Руссо, выносить удары судьбы, презирать богатство и нищету, жить в любых условиях.
Идеальным для человека Руссо считал его естественное и неиспорченное воспитанием состояние, сохранить которое поможет - естественное воспитание (развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, на лоне природы). Существовавшая в его времена система воспитания лишь портила совершенную природу человека, утверждал Руссо. Человек по натуре добр, но общество портит и развращает его. Он писал: «Природа создала человека счастливым и добрым, но общество искажает его и делает несчастным».
В задачи воспитания Ж.Ж. Руссо включил развитие системы органов чувств, как фундамента формирования личности. Педагог-сенсуалист полагал, что материальной предпосылкой мышления является сенсорика, которая, которая нуждается в постоянных упражнениях, начиная с раннего детства.
Главным условием реализации естественного воспитания и первым естественным правом человека, по мнению Руссо, является свобода. Опираясь на это положение, он выступал против феодальных порядков в школе, засилия схоластики, зубрежки и суровых телесных наказаний, подавляющих личность.
Руссо придавал огромное значение направляющей роли учителя-воспитателя. Но понимал эту роль по-своему, своеобразно. По мнению Руссо, неразумно воле ребенка противопоставлять одни только физические препятствия или наказания. Ребенок должен чувствовать свободу, как в своих действиях, так и в действиях наставника. При этом его собственные действия должны определяться естественным ходом вещей и восприниматься как послушание. Руссо был убежден в том, что наихудшим способом воспитания является тот, который заставляет ребенка колебаться между своей собственной волей и волей воспитателя и постоянно выяснять, кто же из них станет господином в образовательном процессе, кто за кем будет вынужден идти.
Руссо подчеркивал, что ребенок будет принимать за произвол педагога любое желание, которое войдет в противоречие с его собственными прихотями. В воспитании, по его убеждению, испробованы все средства, кроме того единственного, которое только и может вести к успеху. Этим средством является хорошо направленная свобода.
Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и вещи (окружающий мир). Каждый из этих факторов выполняет свою определенную роль, и не противоречат друг другу.
Природа как фактор воспитания – это внутреннее развитие способностей и органов чувств человека. В данном контексте это природные данные человека, которые даны ему от рождения и мало поддаются влиянию воспитателя.
От вещей, то есть от окружающкго мира, ребенок получает необходимый жизненный опыт и различные впечатления. По мере роста у ребенка накапливаются все больше знаний, которые расширяются и развивают его способности.
Основным фактором воспитания являются люди, от них целиком зависит процесс воспитания. Родители, воспитатели, учителя должны позаботиться о том, чтобы природа человека проявилась наиболее полно и привела в гармонию действие перечисленных факторов.
В «Эмиле» сделана попытка, выделить основные периоды в развитии человека до совершеннолетия и наметить задачи воспитания для каждого из них. По мнению Руссо, время воспитания в соответствии с природными особенностями детей делится на четыре периода:
младенчество – от рождения до 2 лет;
детство – от 2 до 12 лет;
отрочество – от 12 до 15 лет;
юношество – от 15 до совершеннолетия (25 лет).
Первые годы жизни это время преимущественно заботы о здоровом физическом развитии ребенка. В этот период ребенок наиболее нуждается в движении. По мнению Руссо, нельзя стеснять активность ребенка, его свободу, нужно позволить ему свободно двигаться, укреплять его физические силы, закаливать ребенка. Оригинальными для своего времени были рекомендации Руссо относительно тугого пеленания ребенка, которое по убеждению педагога, с раннего детства лишает ребенка свободы. «Счастье, если ему оставляют возможность дышать», - восклицает Руссо. Вскармливать ребенка должна сама мать, а не кормилица, так как в процессе кормления между матерью и ребенком возникает тонкая невидимая связь, способствующая более активному развитию младенца.
В этом возрасте Руссо предостерегает родителей и воспитателей от попыток форсировать развитие детской речи, считая, что они могут привести к дефектам в произношении.
В детском возрасте (от 2 до 12 лет) главными задачами воспитания являются накопление ребенком чувственного опыта, без которого деятельность ума лишена всякого содержания и создание условий для приобретения ребенком широкого круга жизненных представлений. Считая, что до 12 лет ребенок находится в состоянии «сна разума», Руссо отрицал целесообразность приобретения воспитанником каких-либо систематических знаний и необходимость использования книг в процессе его обучения. Руссо настаивал, что только на практике ребенок может и должен усвоить элементы различных естественных и точных знаний. «…Если хотите развить ум вашего воспитанника, - советует Руссо, - развивайте силы, которыми он должен управлять. Упражняйте непрерывно его тело, сделайте его крепким и здоровым, чтобы сделать мудрым и рассудительным, …пусть он будет взрослым по крепости, и он скоро будет взрослым по уму». В связи с этим Руссо подробно разработал ряд практических рекомендаций и комплекс упражнений для развития зрения, слуха и осязания.
По мнению Руссо, когда родители и воспитатели, стремясь сделать ребенка разумным, начинают его воспитывать с помощью разума, это значит, что они начинают не с начала, а с конца. Говоря с детьми на непонятном для них языке, взрослые приучают ребенка отделываться от них пустыми словами.
Главным, по мнению Руссо, является возбудить интерес и естественное желание ребенка учиться. В «Эмиле» Руссо описывает пример того, как воспитанник научился читать. Эмиль, главный герой, получает от воспитателя записки с приглашением то на обед, то на прогулку, но прочесть самостоятельно их не может, и ищет того, кто ему бы помог, в результате чего постоянно опаздывает на все мероприятия. «Ах, если бы я сам умел читать!», - восклицает мальчик и пытается самостоятельно прочесть следующие записки. Со временем, с помощью взрослых, ребенок читает все лучше и лучше, а процесс обучения чтению быстрее и легче. Тот же метод применим и в обучении письму.
Хотя, считал Руссо, хорошо бы ребенку до 12 лет вовсе не знать книги, но если он все-таки научился читать, то пусть первой его книгой будет «Робинзон Крузо», герой которой ведет простой образ жизни на необитаемом острове, что соответствовало педагогическим идеалам французского педагога.
Отвергая формирования каких-либо нравственных и абстрактных понятий до 12 лет, Руссо все-таки считал, что ребенок в это время вполне может усвоить на личном примере одну очень важную отвлеченную идею – идею собственности.
Когда у Эмиля возникло естественное желание заняться огородничеством, он вместе с воспитателем высадил на грядке бобы и тщательно за ними ухаживал. Но однажды, Эмиль с горечью обнаружил, что все бобы вырваны, а почва взрыта. Сердце Эмиля рвалось на части, а из глаз лились ручьями слезы. Выяснилось, что причиной этой «трагедии» стал садовник Робер, который на этой земле еще раньше посадил свои дыни. Таким образом, на этом простом примере Руссо демонстрирует, что из столкновения интересов, между Эмилем и Робером, воспитанник, уже в этом возрасте, может естественным образом познать идею собственности и право первого завладения посредством личного труда.
Также из личного опыта ребенок получает первые уроки поведения и нравственных отношений. Отвергая телесные наказания, Руссо выдвигает метод «естественных последствий», где свобода ребенка может быть ограничена только вещами. «Наказание никогда не следует налагать на детей как наказание, оно должно всегда являться естественным последствием их дурного поступка», - указывает Руссо.
Нет смысла наказывать детей прямо за то, что они совершили, утверждает Руссо, пусть они ощутят на себе все дурные последствия своего проступка и поймут невозможность такого поведения. «Он ломает свою мебель – не торопитесь заменить ее новою: дайте ему почувствовать вред лишения. Он бьет окна в своей комнате: пусть на него дует ветер – не бойтесь, что он получит насморк: лучше ему быть с насморком, чем сумасбродом». Но если ребенок продолжает хулиганить, Руссо рекомендует запереть ребенка в темной комнате, лишив его главного в жизни – свободы. После того как ребенок осознает все происшедшее, сидя в темной комнате, воспитатель должен заключить с воспитанником соглашение о прекращении недопустимых действий и возвратить ребенку свободу. Руссо считал помещение в темную комнату не наказанием, а «естественным последствием» поступка.
Физическому развитию в этот период, по мнению Руссо, по-прежнему необходимо уделять большое внимание. Вслед за Локком, Руссо советует приучать детей к простой пище, жесткой постели, удобной и простой одежде, не стесняющей их движений, хождению босиком, холоду и жаре. Благодаря закаливанию и активному образу жизни у ребенка, считал Руссо, развиваются представления о высоте, длине и расстояниях.
К следующему периоду от 12 до 15 лет (отроческому возрасту) Эмиль физически окреп, самостоятелен в действиях, узнал окружающий мир через свои органы чувств и вполне созрел для умственного и трудового воспитания. От чувственно воспринимаемых предметов ребенок переходит к науке. Но особенность ее изучения состоит в том, что Эмиль не выучивает науку, а открывает ее сам. Руссо считал, что словесные уроки, извлеченные из собственного опыта, будут значимы и полезны для учеников. Дело образования должно быть поставлено так, чтобы ребенок не догадывался, что получает уроки, а задача педагога не давать детям готовые истины, а заставлять находить их самостоятельно.
Вот один из наглядных примеров того, как Руссо решал задачу зарождения желания к изучению науки астрономии и вызов интереса к ней. Рассуждая на тему ориентации в пространстве и движения Солнца, Эмиль выражал полное равнодушие и нежелание продолжать беседу. На следующий день воспитатель и его ученик решили совершить до завтрака прогулку в лес и заблудились. Изнемогая от жары, усталые и голодные они все дальше и дальше уходят в лес. Присев отдохнуть, воспитатель «наводит» Эмиля на ответ как искать путь домой по Солнцу и тени, напоминает о том, что все это обсуждалось вчера, но безуспешно. Теперь интерес к астрономии возбужден, а путь домой найден самостоятельно. В результате таких занятий Эмиль пользуется своим разумом, а приобретенные им познания являются не навязанными извне, а лично приобретенными.
Дидактика Руссо основана на развитии у ребенка самодеятельности, умения наблюдать, сообразительности. Все должно быть представлено восприятию ребенка с максимальной наглядностью. По его мнению, наглядность – сама природа, сами жизненные факты, с которыми Эмиль непосредственно знакомится. Поэтому большинство занятий Эмиля проводится на лоне природы. Основными предметами являются география, астрономия и природоведение.
Важной стороной жизни главного героя Руссо являются занятия трудом. Труд, по утверждению Руссо, неизбежная обязанность для человека, живущего в обществе. Ручной труд, ремесла и земледелие приближает человека, по мнению Руссо, к его естественному состоянию. Поэтому Эмиль изучает столярное ремесло и знакомится с рядом других ремесел. К юношескому возрасту Эмиль проникнут уважением к человеку труда, живет жизнью ремесленника, воздержен и терпелив.
Наконец, в период с 15 лет до совершеннолетия (25 лет) наступает четвертый период в жизни Эмиля – формирование его нравственного облика (период «бурь и страстей»). В эти годы Эмиль возвращается в общество и знакомится с его нравами и порядками. Руссо выдвигает три главные задачи нравственного воспитания: это воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. Реальные картины добра призваны воспитать у Эмиля добрые чувства, изучение истории и биографий великих людей воспитывают добрые суждения, совершение добрых дел формируют добрую волю.
Важным этапом в образовании Эмиля является его религиозное воспитание. Постепенно и естественно приходит Эмиль к мысли о творце мира. В рассмотрении религии Руссо выступил скептиком, опровергающим догматы церкви, и обличителем неискренности священников, чем и вызвал гнев отцов церкви и расправу над книгой. Лишь позже, став вполне взрослым, человек волен выбирать вероисповедание, считал Руссо.
В этом возрасте Руссо считал необходимым дать своему воспитаннику и половое воспитание. Когда у повзрослевшего Эмиля возникнут вопросы о половой жизни, Руссо рекомнндует отвечать на них серьезно, просто, без замешательства и обмана.
Так заканчивается и этот период жизни Эмиля, теперь ему нужна подруга и жена. Ей посвящена последняя книга романа, названная «Софи, или Женщина». Женой Эмиля, по мнению Руссо, должна стать девушка скромная, без серьезных умственных занятий, воспитанная для ведения домашнего хозяйства и воспитания детей. Софи не должна иметь самостоятельных суждений и обязана во всем подчиняться воле своего мужа. Женщина, по Руссо, должна получить иное воспитание, нежели мужчина, ей достаточно азов грамотности, пения, игры на клавикордах и танцев. Она должна уметь шить, хорошо готовить и вести счета.
Эмиль собирается жениться, но воспитатель отправляет его на два года за границу, чтобы познакомиться с жизнью других народов. Только вернувшись Эмиль получает разрешение на брак и поселяется в с Софи в сельской местности, так как только вдали от городского шума можно совершить намеченные благодеяния.
Так заканчивается философско-педагогический роман Ж.Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании», вызвавший такую бурную реакцию общества. В нем автор определил совершенно новую, для своего времени, систему воспитания, изобличая пороки современного ему общества.
В своей концепции естественного и свободного воспитания Руссо выступил против традиционного стремления воспитывать христианина или джентльмена, солдата или судью. Таким образом, на примере героя своего романа Руссо доказал, что человек должен стать тем, кем ему предназначено быть судьбой. Этот поворот был принципиально нов для западной педагогики и с особой остротой ставил вопрос о личной ответственности человека за свои дела и поступки, о том абсолюте, в соответствии с которым он должен строить свое поведение таким образом, чтобы жить свободно и в то же время в согласии с другими людьми.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.