Братские школы и педагогическая мысль на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Школа и просвещение в XVI – XVII веках на белорусских землях развивались и существовали в условиях противостояния различных религиозных конфессий и направлений: православие, католицизм, протестантизм, униатство и др. Это обусловило появление на территории Беларуси различных типов школ, каждая из которых решала свои задачи и давала определенную подготовку.
После принятия унии (военно-политический союз) в 1569 году Польша и Великое княжество Литовское объединились в одно государство – Речь Посполитую, с политическим и культурным преобладанием Польши. Новый период государственности связан не только со значительными переменами в социально-экономической сфере, но и изменением мировоззрения и культуры.
Католицизм стал официальной государственной религией. Феодальная знать, поддержала и приняла католическую веру, но народ, будучи в большей степени православным, оставался противником насаждения западной ветви христианства. Богослужения, которые проходили на чужом латинском языке, были непонятны и вызывали у прихожан негативное отношение. В народе росли недовольства новыми порядками, это вело к активизации патриотических настроений и влияло на процессы развития просвещения.
И если первая половина XVI века была периодом относительной религиозной толерантности между латинскими, католическими, протестантскими, униатскими, братскими и другими типами школ, то во второй половине XVI века наблюдается активизация деятельности римско-католической церкви, которая активно участвовала в открытии учебных заведений, возглавляемых различными католическими монашескими орденами (доминиканцев, иезуитов, бернардинцев, кармелитов, каноников, пиаров и др.).
С середины XVI века в Великое княжество Литовское, а затем и на Речь Посполитую проникают идеи Реформации, которые нашли активную поддержку в Германии, а затем распространились по всей Европе. Представители этого течения резко осуждали официальную религию в лице римско-католической церкви, требовали распространения грамотности среди простых верующих и отмены монополии церкви на просвещение, науку и культуру.
Из всех течений протестантизма наибольшее распространение на Беларуси получил кальвинизм. Это течение названо по имени его основателя француза Жана Кальвина (1509 – 1564). Местная шляхта и крупные магнаты, такие как, Радзивиллы, Сапеги, Глебовичи, Ходкевичи, Валовичи, Кишки и др., симпатизировали этому течению, многие из них стали придерживаться кальвинистских взглядов, открывать кальвинистские церкви и школы при них. Одним из первых кальвинистских учебных заведений было Виленское пятиклассное училище, открытое в середине XVI века.
И хотя в начале XVII столетия на Беларуси широко развернулась контрреформация, вследствие которой количество протестантских школ резко сократилось, в 1617 году Януш Радзивилл открыл в Слуцке кальвинистскую школу-лицей – одно из старейших учебных заведений в Беларуси, которую называли «Слуцкими Афинами». Слуцкий кальвинистский лицей готовил духовных лиц и учителей. Это учебное заведение отличалось основательностью (подготовка в нем длилась 10 лет), четкой организацией учебного процесса, многие учебные предметы преподавались на белорусском языке. Выпускники этих школ демонстрировали хорошие знания исторических и духовных традиций родного края, а их подготовка позволяла продолжить образование в университете.
Большая часть населения Великого княжества Литовского, а затем и Речи Посполитой оставалась православной. Православная церковь продолжала играть значительную роль в духовной и культурной жизни страны. Однако для православных христиан феодальная эксплуатация усугублялась национальным и религиозным гнетом. Государство Речь Посполитая вела жестокие и кровопролитные войны с Московией, что в свою очередь негативно отражалось на жизни православных, духовно подчинявшихся московскому митрополиту. В свою очередь, отрекшиеся от православия и ставшие католиками, оказались предателями в глазах православных. Взаимные претензии верующих часто приводили к столкновениям.
Борьбу против усиления позиций католицизма и ополячивания белорусского населения вели православные братства – национально-религиозные общественные объединения, которые создавались при православных церквях и монастырях. Братства имели свой устав, органы управления, созданные на демократических принципах, их членами были представители различных сословий.
При братствах создавались православные школы. Братские школы были наиболее демократичными и передовыми учебными заведения того времени, поскольку принимали детей всех сословий и применяли новейшие методы воспитания и обучения. История братских школ началась в 1584 году, когда по просьбе виленских мещан король Стефан Баторий выдал разрешение «на сбудованье школ, на выхованье людей в письме умелых». Так в Вильно была организована первая белорусская братская школа. Она довольно быстро приобрела известность и первой среди братских школ начала использовать в учебном процессе печатные учебники.
Виленское братство имело собственную типографию и обеспечивало многие братские школы печатными учебниками, что положительно влияло на развитие всех братских школ осуществляющих свою деятельность, как на территории Беларуси, так и в Украине. Первая украинская братская школа была открыта в 1586 году в Львове, и со временем стала выделяться из всех братских школ особыми привилегиями, которые были закреплены в 1675 году королем Владиславом IV.
В 1590 году в Могилеве было создано православное братство скорняков и школа при нем, а в 1591 году была открыта братская школа в Бресте. В Минске первая братская школа была открыта в 1592 при Шпитальном православном братстве, а в 1613 году при Петропавловском православном братстве.
По уровню организации учебно-воспитательного процесса братские школы не только не уступали, но во многом и превосходили западноевропейские школы. Плата за обучение в братских школах была дифференцированной и зависела от уровня дохода в семье. Отдавая ребенка в школу, между родителем и ректором заключался договор, в котором указывалось, как будет осуществляться учебно-воспитательный процесс и обязанности родителей по отношению к школе.
Обучение в школе было доступным. Принимали в школу только мальчиков. Зажиточные семьи платили за учебу в полном объеме, семьи с низким уровнем дохода платили частично или вообще освобождались от оплаты, могли вносить ее натурой: продуктами питания, дровами и т.д. Сироты содержались бесплатно и получали здесь приют, пропитание и обучение за счет братства.
Возглавлял братскую школу ректор, а помогали ему «дозорцы» - лица назначаемые от братства, которые осуществляли контроль за деятельностью школы. Занятия начинались в 9 часов утра с чтения утренней молитвы. Затем учитель опрашивал учащихся и проверял домашнее задание, которое ученики выполняли письменно. После повторения изученного переходили к объяснению нового материала и его закреплению. После обеда в присутствии учителя или старших учеников дети выполняли домашнее задание. Заканчивался учебный день чтением вечерних молитв.
Выходных дней у учащихся не было. По субботам повторяли все изученное за неделю, а в воскресенье дети слушали беседы на религиозную тематику, занимались на музыкальных инструментах, пели в школьном хоре. За пропуски учащихся строго наказывали, вплоть до исключения. Физические меры воздействия не приветствовались и применялись крайне редко. Ректор школы и учителя осуществляли тесную связь с родителями ученика.
Братства, которые нанимали учителей для преподавания в школах, строго следили за их моральным и нравственным обликом и весьма тщательное внимание уделяли уровню подготовки педагога. Учитель братской школы должен был быть «благочестив, рассудителен, кроток, воздержлив, не пьяница, не лихоимец, не гневлив, не завистлив, не чародей, не пособник ересей, защитник веры, к детям относится строго, но с любовью, быть примером в добрых и пристойных дела». Педагог должен был учить всех учеников одинаково. В детях ценить живой ум, любознательность, твердые знания и благочестивое поведение.
Братские школы на территории Беларуси были двух типов: повышенные и элементарные. В школах повышенного типа углубленно изучались семь свободных искусств, преподавание в основном велось на славянском языке, в процессе обучения использовались активные методы преподавания и обучения. Из языков, изучаемых в братских школах, особое внимание уделялось греческому и церковнославянскому языкам. На церковнославянский язык переводились почти все учебники братских школ. На греческом языке были написаны основные канонические труды по православию. Православному духовенству любого народа, в том числе белорусам, украинцам и русским, приходилось постоянно обращаться к религиозным сочинениям на греческом языке, например, к сочинениям Иоанна Златоуста.
В Вильно, Бресте и Могилеве, в других братских школах изучали латинский и польский языки. Латинский был языком науки в университетах, в том числе Краковском, Виленской академии. На польском и латинском создавались религиозно-полемическая и светская литература.
В преподавании диалектики в качестве учебника использовалась «Диалектика» Дамаскина, переведенная с латинского языка на русский. В изучении диалектики ставилась задача подготовить учеников к разоблачениям католической веры, глубокому анализу религиозно-политической и светской литературы. Астрономия и математика изучались в большинстве школ. Изучение математики часто ограничивалось арифметикой. Музыка преподавалась во всех братских школах, как правило, под ней понималось церковное пение без сопровождения на музыкальных инструментах. История и география как отдельные предметы не преподавались, однако сведения по ним учащиеся получали. Исторические данные предлагались главным образом из летописных источников, риторики, текстов Священного писания, жития святых, а географические знания включались в астрономию и диалектику.
В братских школах Беларуси и Украины впервые были применены элементы классно-урочной системы. Возникновение, которой пусть и в примитивном варианте относится к опыту работы Виленской братской школы в 1617 – 1619 годах. Деятельность Виленской, и других братских школ, была позднее проанализирована и обобщена великим чешским педагогом Я.А. Коменским, и представлена им в виде основательно разработанной классно-урочной системы, которую он описал в «Великой дидактике».
Известными учителями братских школ на Беларуси и Украине были Лаврентий и Стефан Зизании, Мелетий Смотрицкий, Спиридон Соболь, Леонтий Карпович и др. Учителя братских школ внесли большой вклад в создание первых учебников и ученых пособий. Наиболее образованные учителя работали в Виленской и Львовской главных соборных школах.
Лаврентий Зизаний (1560 – 1634?) был ректором Берестейской (Брестской) братской школы. Он был автором таких произведений, как «Азбука», «Лексис», «Грамматика словенска», «Катехизис Великий». «Лексис» представлял собой новый оригинальный по объему и качеству составления словарь (более 1000 слов), в котором давались сведения из истории, астрономии, географии, биологии, медицины, философии, юриспруденции, педагогических и психологических наук. Много внимания уделялось вопросам обучения и воспитания подрастающего поколения в духе православной веры.
В 1596 году в Вильно Л. Зизаний печатает «Азбуку» и «Грамматика словенску». Славянская грамматика была построена в форме вопросов и ответов, где каждому грамматическому положению давалось толкование на старобелорусском языке. Особенно тщательно разъяснялись греческие термины. «Грамматика словенска» Л. Зизания была широко распространенным учебником и настольной книгой в братских школах на Беларуси, Украине и в России. В составленном им «Катехизисе Великом» Л. Зизаний, не отвергая христианские постулаты, осмелился назвать царствием божьим внутренний мир человека, а самого человека объявил творцом своей судьбы. Произведения Лаврентия Зизания оказали большое влияние на развитие просвещения, культуры и православной веры на территории Беларуси и Украины.
Стефан Зизаний, брат Лаврентия Зизания был проповедником православного братства в Вильно и вел словом, живым и печатным непримиримую борьбу с иезуитами, защищал родную культуру и родной язык.
Примерно в это же время жил и трудился выдающийся славянский ученый-филолог, общественный деятель, педагог – Мелетий Смотрицкий (светское имя Максим Герасимович) (ок. 1572 – 1630). Он родился на Украине в шляхетской семье. После окончания школы и Виленской иезуитской академии слушал лекции в ряде университетов Германии, получил степень доктора медицины. После возвращения из-за границы на родину он стал учителем братской школы в Вильно.
В 1629 году М. Смотрицкий, будучи монахом, назначается на должность полоцкого архиепископа и принимает активное участие в религиозно-политической борьбе против католицизма, пишет полемические трактаты. Однако в конце жизни Смотрицкий покидает родину и уезжает в Киев, а затем в Константинополь, где отрекается от православия и становится униатом.
Наиболее крупным и выдающимся лингвистическим трудом М. Смотрицкого является – «Грамматика словенская» (1619), которая сыграла исключительную роль в развитии просвещения и культуры белорусского, украинского и русского народов.
Делилась «Грамматика словенская» на четыре части: орфография, этимология, синтаксис и просодия (правила стихосложения). Этот учебник был призван научить народ грамотно читать и писать. По своему содержанию и предъявлению учебного материала «Грамматика» превосходила «Грамматику словенску» Л. Зизания. В ней наиболее полно и основательно рассматривались законы, формы и правила славянского языка. М. Смотрицкий вознес славянскую грамматику на уровень обоснованной научной теории. Влияние «Грамматики» М. Смотрицкого трудно переоценить. В течение почти полутора веков «Грамматика словенска» М. Смотрицкого была настольной учебной книгой на Беларуси, Украине и в России, а выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов назвал этот учебник «вратами своей учености».
К числу крупнейших белорусских книгопечатников – просветителей первой половины XVII века принадлежит Спиридон Соболь (? – 1645). Уроженец Могилева он переводил книги с украинского, русского, греческого, латинского, польского на белорусский язык. При поддержке белорусского магната Б. Статкевича и по приглашению игумена И. Труцевича С. Соболь приезжает в Кутеинский монастырь (под Оршей), где создает типографию и издает в 1631 году «Псалтырь», «Букварь», «Молитвы повседневные» и «Счасослов» (1632).
Особое значение из этих книг имел «Букварь», который полностью назывался «Букварь сиречь начало ученiя детем начинающим чтенiю извыкати». Именно С. Соболь впервые употребил слово «Букварь» для учебника по первоначальному обучению грамоте. Образцом для букваря послужила «Азбука» И. Федорова, изданная в Львове в 1574 году. Кутеинский букварь имел 40 страниц, начинался и заканчивался молитвой.
В «Букваре» содержались сведения об ударении, знаках препинания, склонении существительных и прилагательных, причастиях и деепричастиях. Специальный раздел был посвящен христианским заповедям, направленным на формирование высоких моральных и патриотических чувств. По нему учились не только белорусы, но и иностранцы.
Последние годы жизни С. Соболя доподлинно не известны. Видимо, он постригся в монахи. По одним источникам он вступил в могилевское братство, по другим поселился в Киево-Печерской лавре, где вскоре и умер. Однако кутеитская типография, основанная С. Соболем, продолжала существовать еще четверть века.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.