Самовоспитание детей в семье

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: «Родился человек», т.е. имеем в виду его биологическое рождение. Однако дальнейший процесс его биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких свойств и качеств, которые по своему происхождению не связаны с биологической природой человека (например, усвоение системы знаний, навыков и умений, формирование отношения к родителям и другим людям). Перечисленные и многие другие качества могут сформироваться лишь прижизненно и характеризуют социальное развитие человека – социализацию личности. Таким образом, общее понятие «человек» включает в себя более узкое и специфическое понятие – «личность ребенка».

Об уровне сформированности личностных составляющих ребенка принято, прежде всего, судить по двум основным признакам.

1. Наличие определенных сформированных социальных качеств и, прежде всего, таких как ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, независимость, твердость взглядов и убеждений.

2. Уровень психического развития ребенка, который позволяет ему управлять собственным поведением и деятельностью. Способность обдумывать свои поступки и управлять ими – существенный и важный признак личностной сформированности растущего и развивающегося человека.

Педагоги единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании ребенка являются определенные противоречия. При этом сам механизм самовоспитания в этом возрасте имеет целый ряд особенностей. К их числу можно отнести следующее: воспитанник самостоятельно выбирает цели жизни и идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности. Однако между указанными факторами могут существовать сложные противоречия: цель жизни может быть в одной, а увлеченность – в другой сфере. В результате между желанием совершенствовать себя и реальным самовоспитанием возникает несоответствие. К тому же аналогичные противоречия не всегда могут быть разрешены усилиями самого ребенка. Зачастую в этом необходима помощь взрослых.

Современная педагогика в связи с этим выработала практические рекомендации. Часть из них сформулированы в работах А.И.Кочетова. В связи с рассматриваемой проблемой автор предлагает исходить из параметров оценки самовоспитания детей, к которым он относит:

* направленность самовоспитания, т.е. мотивы ребенка в работе

над собой;

* содержание самовоспитания, определяющее сферу личностного

самосовершенствования – умственное, физическое, эстетическое, религиозное, комплексное и др.;

* устойчивость самовоспитания (случайное, эпизодичное, постоянное);

* эффективность самовоспитания – полнота и качество влияния

воспитательной работы над собой на формируемые или совершенствуемые свойства и качества личности ребенка.

Реализация рассмотренных теоретических положений педагогических проблем семейного воспитания будет более эффективной, когда эта деятельность будет координироваться с педагогическими усилиями школы и общественных организаций.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.