СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Во второй половине 19 – начале 20 века в Россию проникает новое течение в педагогике, в основу которого положено утверждение, что развитие ребенка не должно стесняться никакими ограничениями, что природа, заложив в ребенка определенные задатки и способности, противится их ограничению. (В европейских странах это течение появилось в 17 веке и было тесно связано с идеями Ж.Ж.Руссо, сторонниками естественного воспитания, развила итальянский педагог М.Мантессори. (1870 – 1952).

В России первым к проблеме свободного воспитания обратился Л.Н.Толстой (1828 – 1910). По мнению Толстого, дети по своей природе стоят ближе к идеалу совершенства, чем взрослые, сформировавшиеся в условиях несправедливого и далекого от идеала общества. Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра. Дети стремятся к общению со взрослыми, они доверчиво относятся к разумным пед. воздействиям, им присущи большие возможности для развития и воспитания. Однако в процессе воспитания совершенная природа ребенка калечится фальшивой культурой взрослых. Он критиковал существующую систему обучения и воспитания, когда процесс и содержание образования строились только по желанию взрослых. Учить, полагал Толстой, следует не насилием, потому что дети запоминают только то, что хотят. Главная цель которую он ставил, открывая Яснополянскую школу, - воспитать творческую личность. «Никакого урока (дом. задания), - пишет Толстой – ничего сделанного вчера он не обязан помнить нынче, его не мучает мысль о предстоящем уроке. Он несет только свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет так же весело, как вчера».

Новыми были отношения между учителем и учениками. Весь процесс обучения строился на интересе ребенка и недопустимости насилия и давления на него. Гуманное отношение к ребенку – вот основной принцип свободного воспитания по Толстому, обучение и воспитание нужно строить так, чтобы дети сами захотели получить знания. Дисциплина.

Идея обновления пед. теории за счет новых данных о физиологическом развитии человека была плодотворно осуществлена ПЕТРОМ ФРАНЦЕВИЧЕМ ЛЕСГАФТОМ (1837 – 1909). Родился в Петербурге, в семье ювелира, закончит три класса гимназии и отец отдал его на выучку к аптекарю, это и определило его интерес к профессии врача. Занимался вопросами физического воспитания курсантов военных училищ, открыл первое частное высшее учебное заведение для женщин в 1896 году – воспитательниц и руководительниц физического воспитания (лесгафтички).На могиле: «Спасибо тебе. Ты жил впереди нас. Время твоих идеалов еще не пришло».

Сфера его интересов – становление всесторонне развитой личности, физическое развитие человека, а также создание теории развития ребенка в семье, система физического воспитания. Он считал, что «испорченность» ребенка есть результат системы воспитания, за который расплачивается один воспитанник. Т.е. многие пороки у детей создаются самими взрослыми и условиями среды.

Провозглашенные им принципы – индивидуальный подход, уважение личности ребенка, развитие его самодеятельности и творчества, учет влияния взрослых и семейной среды – закрепились в педагогике семейного воспитания. В большинстве случаев, считал он, «не прирожденная тупость (нравственная или умственная) ребенка, а пед. ошибки подготавливают ребенку горькую будущность». Воспитание, по мнению Лесгафта, имеет социальный характер и вместе с общественной средой играет решающую роль в формировании детей. Он решительно отрицал наследственную обреченность развития человека. («Встречающаяся испорченность среди детей и подростков является результатом недостатков семейного и школьного воспитания, а не природы ребенка»).

Он внес заметный вклад в развитие женского медицинского и педагогического образования. Он стремился утвердить в женских учебных заведениях принципы научности, всестороннего развития, связи с жизнью. Историк Медынский отмечал: «Лесгафт завершил стройное здание прогрессивной русской педагогики 19 века». Известный русский педагог Стоюнин охарактеризовал труд Лесгафта «Семейное воспитание ребенка» как «луч света в педагогических потемках». Он рассматривал эстетическое, физическое, умственное, нравственное, трудовое развитие ребенка как единое целое и до сих пор считается важной книгой по социальному воспитанию молодежи. Например, он называет причины отклонений у ребенка:

1. ребенок должен быть окружен атмосферой любви, иначе он сам не сможет любить, делать людям добро;

2. воспитатель должен быть эталоном нравственности. Лучше, если это будет мать;

3. атмосфера труда в семье должна быть радостной;

4. исключить из жизни ребенка лакомства, роскошь, нищету, азартные игры, табак, беспорядочную еду;

5. чередовать занятия ребенка – труд с игрой, учением. Выбирать занятия должен сам ребенок;

6. следить за нагрузкой ребенка, н допускать перегрузки в учении и труде;

7. ребенок не должен быть с безнравственными людьми.

«Раннее определение ребенка в школу уничтожает его индивидуальность, содействует развитию в нем стадности.». « Нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека».

Основы воспитания ребенка в семье:

1. чистота;

2. отсутствие произвола;

3. последовательность в отношении слова и дела;

4. признание ребенка как личности ( не кукла и не кумир);

Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.