ТЕОРИИ ПРАГМАТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
К концу 19 века шло обогащение педагогики специальными идеями, пересматривались ее взаимоотношения с социальной практикой, усилилось социальное видение воспитания, возрос интерес к проблемам социализации личности. Однако при этом социальные задачи воспитания понимались по-разному. педагогически – утопическое течение видело их в осуществлении общего прогресса общества. Другое течение, связанное с именами Д.Дьюи и Г.Кершенштейнера и получившее наибольшее распространение, было названо социально-адаптивным.

В условиях усиления динамизма соц. процессов в индустриальном обществе, перед воспитанием ставится задача интеграции индивидов в соц. среду. Школа должна готовить учащихся к успешному выполнению в будущем социальных ролей, помогать приспособиться к требованиям общества.

ДЖОН ДЬЮИ (1859 – 1952) – американский педагог, один из представителей и основоположников прагматизма.(«прагма» – дело, действие,греч). Прагматизм стремится выработать мировоззрение, дающее человеку возможность жить в неустойчивом и полном опасностей мире.Главные интересы Д. сосредоточены на социальных вопросах, в центре которых стоит человек и его практические проблемы. Концепция Дьюи, как и весь прагматизм, исходит из понятия «опыт». В философии прагматизме истинным признается лишь то, что полезно. Цель теории воспитания Дьюи – формирование личностей, умеющих «приспособиться к различным ситуациям» в условиях «свободного предпринимательства». Дьюи критиковал школу США за отрыв от жизни и предложил реформу школьной системы, школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставил обучение «путем делания», т.е. так, чтобы все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребенка. Для Д. задача познания состояла в изобретении способов преобразования опыта в интересах человека. Он считал, что человек должен стремиться лишь к ближайшим целям, притом лишь практическим. Образование – главный инструмент общества по его совершенствованию, демократизации, обеспечению гражданам равных возможностей. Только через образование человек может решить свои социальные инициативы. В школах, работавших по системе Дьюи, не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только знания, которые могли найти практическое применение в жизненном опыте учащихся.(Пример – строительство дома – рус., мат., физика). Школа не должна иметь постоянных учебных классов, расписания, интерес ребенка – ведущее начало. В своей работе «Школа и общество», он говорит, что «школы приспособлены только для слушания, там нет активной работы детей. У детей роль пассивна, но ребенок активен по природе, нужно научиться руководить этой активностью.















Подобную позицию занимал и ГЕОРГ КЕРШЕНШТЕЙНЕР (1854 - 1932), лишь усиливавший элемент трудовой, производственной подготовки «Школа будущего – школа работы - нужно, чтобы в школе дети не просто слушали, но и активно работали». «Старая школа – это школа чисто книжного знания – утверждал Кершенштейнер – она целиком приспособлена только к слушанию, к пассивному восприятию чужого знания, мешает формированию личности ребенка, нужных для жизни черт его характера».

Дети предпочитают практическую деятельность. До школы у них есть возможность и время для практического познания мира, но с приходом в школу, мир детства рушится. Поэтому новая школа должна быть продолжением светлого и радостного детства и это может быть только трудовая школа, в ней, конечно, сохраняется учеба, но главное – разносторонний ручной труд – источник умственного и нравственного развития. Важно, чтобы он был связан с профессией и домашней работой родителей, тогда семья станет естественным продолжением школы и наоборот. Ребенок должен понимать также общественное значение труда. При каждой школе должны быть мастерские, сад, школьная кухня. Трудясь в школе, воспитанники должны приучаться быть старательнее, честнее, добросовестнее. Кершенштейнер считал, что в школе не следует давать значительное общее образование, так как сущность трудовой школы заключается в том, чтобы вооружить минимумом знаний и максимумом умений, навыков и трудолюбия, а также дать соответствующие гражданские убеждения. Но свое учение о народных школах он не связывал со средней школой – гимназиями и реальными училищами. Так, в реальных училищах труд, по его мнению, может осуществляться в лабораториях, а в гимназиях трудовая деятельность ограничивается работой с книгой и учебником.

Новая школа должна отвечать социальным инстинктам ребенка. Это: «служение товарищам государству, нужно воспитывать людей, понимающих и поддерживающих цели государства, уважающих его законы, тогда они не пойдут на баррикады, не поддержат безумные идеи революционеров». По его мнению школа должна быть полностью поставлена на службу государству. «Гражданское воспитание» должно научить детей безусловному повиновению государству.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.