Позитивный и негативный опыт использования ТСО

Наука » Педагогика » Дидактика
Употребление термина «средство» в философской, педагогической, психологической литературе неоднозначно, и часто этот термин понимается очень широко: средство — это все то, что помещается между субъектом и продуктом его деятельности.

В педагогической практике субъектом является учитель, а продуктом — ученик, получивший в результате деятельности учителя новые знания, умения, навыки. Согласно современным психолого-педагогическим взглядам обучение - это деятельность, специально направленная на приобретение опыта одним из ее участников. Обеспечивая процесс познания, она дает его в качестве прямого или главного продукта. Этим учебная деятельность отличается, в частности, от трудовой, где также происходит приобретение человеком новых или совершенствование старых знаний и умений, но лишь как дополнительный побочный продукт.

В процессе своей деятельности учитель использует учебники и другие учебные книги, разнообразные натуральные объекты, их макеты и модели, коллекции, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, видеофильмы, телеи радиопередачи и др.

Любое средство, в том числе и средство обучения, включенное в ту или иную деятельность, оказывает на нее существенное влияние, если это средство проявляет свои специфические функции. Критерием «специфичности» являются изменения, интенсификация деятельности субъекта. Интенсификация идет в основном по двум направлениям: времени, затраченном на достижение определенной учебной цели, и «охвату учащихся». Вовлечение в сферу процесса обучения все новых и новых сложных электронных средств передачи информации вызвано неудовлетворенностью учителей старыми средствами и надеждами на то, что новые окажутся более эффективными.

История развития технической мысли убедительно показывает, что предела совершенствованию аппаратуры нет. Сравнительно недавно в школах использовались кинопроекторы КПШ, на смену которым пришли более совершенные проекторы серии «Украина», а затем простые в обращении «Радуги». В принципе не является сложной технической проблемой создание кинопроектора с переменной скоростью движения ленты, стоп кадром, покадровым просмотром. Но нужны ли они будут школе?

Производство учебных фильмов во всем мире сокращается не только по причине высокой стоимости производства, но и из-за того, что:

1) жесткая, неподдающаяся изменениям структура кинофильма не дает возможности «вписать» его в урок. Учителю приходится или отказаться от привычной методической системы, или не использовать фильм. В последнее время все чаще выбирается второй путь;

2) фильмы создавались в расчете на некоторого среднего ученика, хотя порой в них включались вопросы, выходящие за рамки школьного курса;

3) вариативность учебных программ, включение в них одних вопросов и изъятие других приводит к неадекватности содержания учебного пособия задачам урока;

4) носитель информации — полимерная кинопленка очень недолговечен. Этот фактор значительно сокращает срок службы учебного кинофильма;

5) появились, имеют массовое производство и приемлемые для школ цены новые, более совершенные технические средства, частично или полностью снимающие вышеуказанные проблемы.

С тех пор, как была проведена первая пробная телепередача, прошло больше полувека. В самом начале своего существования к учебному телевидению относились как к панацее. Постепенно интерес учителей к учебным телепередачам стал угасать. Эпоха «бума» учебного телевидения в нашей стране прекратилась в 80-ые годы, что отражало ситуацию и в других странах, где на телевидение в образовании возлагались большие надежды. Причины «разочарования» крылись в технологических проблемах и коммуникативной роли человеческого фактора.

Трансляция учебных телепередач непосредственно на урок a priori была обречена на провал из-за объективного существования, информационных барьеров, обострившихся в настоящее время:

1) темпоральный барьер связан с началом уроков, которое в разных школах не совпадает по времени, так как различна продолжительность уроков (40—45 минут) и перемен (от 5 до 20 минут);

2) один и тот же учебный предмет в разных школах преподается по разным программам и учебникам;

3) принимая во внимание индивидуальность методической системы каждого учителя, нельзя не заметить существование системного барьера, который связан и обусловлен степенью ригидности индивидуальной методической системы каждого учителя, что неизбежно накладывает определенный отпечаток на восприятие учебного материала учащимся.

Все это привело в конечном итоге к тому, что объем учебного телевещания стал постепенно уменьшатся и в настоящее время полностью прекращен.

Первые сорок лет телевидения вообще были отмечены нищетой технических средств по сравнению с производимыми программами. Сегодня ситуация изменяется: главную роль играют технологии, а программы отстают. В отношении «техническое обеспечение — программа» произошла инверсия. Долгое время телевидение, в том числе и учебное, предлагало всем одно и то же. Сегодня уже всем ясно, что нет зрителя, а есть зрители, каждый из которых хочет смотреть то, что нравится именно ему. В удовлетворении запросов телезрителей существуют две главные тенденции: развитие видео оборудования и, в частности домашнего видео и, с другой стороны, в прогрессе самого телевидения. Во втором случае речь идет о развитии кабельного телевидения, а также о предоставлении таких услуг, как телетекст.

В настоящее время избежать указанных выше недостатков телевидения можно, применив видеотехнику, которая дает возможность заранее записать эфирную телепередачу и использовать ее целиком или отдельными фрагментами в нужное учителю время. Видеозапись передачи или фрагмента из нее сохраняет высокий научно-методический уровень и актуализацию содержания, характерные для передач центрального вещания, и в то же время пособие становится автономным. Именно это обусловливает возможность включения пособия в учебный процесс в нужный момент в соответствии с задачами урока и в сочетании с другими пособиями, то есть при их комплексном использовании.

Однако, расчет на то, что одна и та же телепередача будет эффективной и в условиях эфирного вещания, и в условиях распространения и использования ее видеозаписи, не оправдан, поскольку эфирное вещание предполагает использование иных форм активности зрителя и ограничено возможным временем использования. Если актуальную информацию о социальных аспектах образования, праздниках, конкурсах) целесообразно давать именно в эфирном вещании, то учебную и методическую информацию более удобно использовать в видеозаписи. Для использования видеозаписи телепередача может нуждаться в доработке, сокрушении, перемонтаже, создании методического аппарата. Это обусловливает следующие требования к видеозаписям телепередач:

• удобный для работы на уроке формат передачи (10—15 мин. с разбивкой на фрагменты);

• наглядность представленных материалов и доступность звукового ряда;

• соответствие темы передачи и содержания образовательного стандарта;

• расчет на диалоговое восприятие и активизацию зрителя (вопросы, титры, специальные конкурсные задания);

• наличие подробных методических материалов к данным передачам.

Для организации активной учебной деятельности школьников с материалом телепередачи, для того, чтобы обеспечить понимание и запоминание учебного материала, установление системных и ассоциативных связей, к каждой телепередаче разрабатывается дидактический материал с вопросами и заданиями (рабочий лист, рабочая тетрадь).

Материалы, не снятые специально в учебных целях, но обладающие образовательной ценностью, должны иметь методический комментарий; в случае, когда материалы соответствуют другим образовательным концепциям, они должны быть проверены и одобрены специальной экспертной комиссией, в состав которой должны входить учителя, ученые, ведущие специалисты по методике преподавания и средствам обучения.

Нужно предусмотреть и, возможно, дифференцировать телепередачи не только по предметам и тематическим блокам, но и по конкретным образовательным программам, по учебным пособиям, которые соответствуют именно данной программе. Соответствие передач конкретным программам и методике преподавания предмета также должно быть предметом профессиональной экспертизы.

Сегодня в школах широко используются видеомагнитофоны. Наличие у них таких сервисных функций, как стоп кадр, ускоренное или замедленное проигрывание, проигрывание по кадру, автоматический поиск кадра, выгодно отличает видеозапись от прямой трансляции телевидения. Наличие двух видеомагнитофонов позволяет перемонтировать экранный материал в той последовательности, которая нужна для урока.

Широкое применение учебной видеозаписи сегодня невозможно, прежде всего, из-за недостаточности специально созданных видеофильмов. Есть две возможности преодолеть эти трудности: первая — снимать или монтировать самодельное видео, или переводить учебные кинофильмы на магнитную ленту. Уже есть опыт создания самодельных видеопрограмм, но по своему качеству, как правило, они уступают профессиональной видеозаписи.

Значительным препятствием в массовом распространении видео копий учебных фильмов является незначительный срок эксплуатации фильма без потерь качества. При просмотре видеофильмов в течение двух-трех лет отмечается потеря качества изображения и звуковые помехи.

Практически одновременно с видеомагнитофонами в школах стали использоваться персональные компьютеры (ПК). Способность компьютера «выслушать» ответ, проанализировать его, предложить соответствующее обучение подкупает тех, кто хотел бы обеспечить индивидуальное обучение каждого ребенка. Это послужило одной из причин появления ПК в школах. И хотя в отдельных странах число школьных компьютеров достигало сотен тысяч, а в США миллионов, но существенного улучшения образования не происходило. Национальная инспекция использования компьютеров в школах США (1985 г.) отметила неэффективность компьютеризации обучения. Очевидно, что использование компьютера для предъявления ученику учебного материала путем выдачи на дисплей текста или рисунков («электронный учебник») не составляет дидактической ценности, так как чтение с дисплея не облегчает понимания и усвоения, оно утомительно и портит зрение. Не актуальна и чрезмерная интеллектуализация компьютера для работы в школе, так как целью является обучение не машины, а человека, который способен учиться без машин, претендующих на обладание интеллектом.

Однако, убедившись в несостоятельности компьютера как «электронного учителя», российское образование затормозило процесс школьной компьютеризации, вследствие чего компьютер не получил должного развития в тех областях работы с информацией, которые настоятельно этого требовали и широко развивались в мировой практике образовательного процесса. Техническая реформа российской школы находится пока в начале своего пути; наметилось серьезное отставание от развитых стран мира по умению грамотно использовать возможности техники для поиска и обработки информации, квалифицированно работать с современными компьютерными программами. Это негативно сказывается на качестве образования, снижает шансы трудоустройства вчерашних выпускников. Плюсом данного периода школьной компьютеризации можно считать тот факт, что необходимость самого процесса уже не оспаривается.

Использование компьютеров в школе предусматривает следующие направления:

• организация учебного процесса (подготовка расписания уроков, электронный классный журнал, кадры и т. д.);

• подготовка учебных пособий;

• обучение основам программирования, подготовка пользователей ПК для решения различных прикладных задач;

• компьютерное обучение основам наук с помощью специально разработанных программ.

Энциклопедия с обучающими функциями является новым жанром учебных пособий, его достоинства и недостатки нуждаются в педагогическом анализе. Дефицит красочных изданий познавательного содержания за долгие годы сформировал покупательский интерес к подобной продукции.

В сочетании с компьютером диски «обещали» научить всему. Обещания не выполнены, во многом из-за ошибочных, на наш взгляд, исходных положений о высокой потенциальной потребности в электронных версиях существующих учебников и учебных пособий, энциклопедий, справочных изданий, тренажерах.

Анализ педагогических качеств электронных учебников показал, что во многих из них встречаются фактические ошибки, выразительные возможности экрана часто не только не подчинены, но и не связаны с дидактическими задачами, интерактивность пользователя не поддерживается познавательной занимательностью, она обуславливается заданным изначально учебным целеполаганием и директивно структурированным содержанием. Рассмотрим наиболее характерные недостатки лазерных дисков с обучающими программами.

Фактические ошибки— главный недостаток компьютерных обучающих программ, который резко сужает круг возможных потребителей. Научная недостоверность сообщения может быть результатом того, что автор не включает в пособие информацию в полном объеме.

Способы предъявления учебной информации,как правило, ограничиваются большими текстами, в которые иногда включаются фрагменты мультипликации или видеозаписи. При чтении текста возникают значительные трудности, связанные с неудачным соотношением цвета фона и цвета шрифта, его размером и гарнитурой. Визуальная информация слабо связана с предъявляемыми текстами, хотя по замыслу авторов, должна служить иллюстративным материалом. Звуковой ряд, сопровождающий фрагменты мультипликации и видеозаписи, полностью повторяет визуальный и не организует наблюдение учащихся за событиями, происходящими на экране. В ряде случаев видеоклипы никак не связаны с содержанием учебного материала и мешают его усвоению.

Такое построение обучающей программы превращает компьютер из мощного средства управления познавательной деятельностью в электронный перелистовыватель страниц книги. В отличие от учебников на печатной основе в проанализированных CD-ROM практически не реализована функция управления познавательной деятельностью обучающегося.Ученик не получает помощи ни при изучении нового материала, ни при выявлении недостатков в полученных знаниях. В некоторых случаях дается реакция на неправильный ответ на контрольный вопрос в виде недовольного лица или звука. Авторы не учитывают необходимость создания «ситуации успеха» при работе с программой и поэтому не предоставляют повторной попытки ответа. Это дает основания сделать вывод, что обучающие программы работают в активном режиме, а интерактивные возможности современной компьютерной техники не используются.

Серьезным, на наш взгляд, недостатком учебных компакт-дисков является необходимость изучения правил работы с программами (недружественный интерфейс). Обучающемуся приходится думать не только над предложенной учебной информацией, но и над тем, по какой экранной кнопке и как нужно щелкнуть. Это создает дополнительный барьер в работе с обучающей программой, объясняя, почему учебные компакт-диски не находят своего покупателя.

По данным диссертационного исследования Е.В.Якушиной (2002 г.) дидактический потенциал Интернет весьма специфичен, его не следует рассматривать как благоприятную образовательную среду. Часть образовательной информации в нем создается целенаправленно различными научными и образовательными сообществами, другая часть пополняется детьми, третья — стихийно проникает в эту область.

Низкая достоверность, содержащейся в Сети информации — уникальный прецедент в истории информационных взаимодействий людей. Проверить ее часто не представляется возможным. На многих сайтах нет никаких данных об авторах, организациях, занимающихся разработкой и предоставлением информации, в отличие от книг, у которых имеются выходные данные. Это является одной из проблем, без решения которой использование Интернет в образовательных учреждениях не может оцениваться однозначно.

Сеть дает возможность найти разнообразную информацию, но вместе с тем представляет опасность для распространения и усвоения в процессе обучения всевозможных заблуждений и ошибочных утверждений. В настоящее время Всемирная Паутина WWW является наиболее динамично развивающейся службой Интернет, обретающей все новых и новых пользователей, благодаря дружественному интерактивному интерфейсу и гипертекстовому формату представления информации (HTML). Этот формат позволяет существовать в одном документе текстовой и мультимедийной информации. Тексты в одном документе могут быть «привязаны» к другим документам, находящимся на другом конце земного шара, либо к графическим иллюстрациям. Изображения, видео, ссылки на WEB-сайты, даже беседы-чаты могут сопровождаться видео в режиме реального времени.

Вхождение обучаемых в Интернет за счет избыточности доступной информации во многом обеспечивает им индивидуальную познавательную траекторию, что делает процесс познания менее управляемым и, наверно, менее рациональным, но более продуктивным с точки зрения возможностей для развития творческого потенциала обучаемых. Содержание обучающих сайтов, как и лазерных дисков затрагивает основные «болевые» точки обучения и образования в целом. Однако масштабы возможной информационной деятельности в Интернет несопоставимы с теми, что предоставляют учебные диски.

Таким образом, использование Интернет как обучающей системы требует наличия у обучаемых информационных умений достаточно высокого уровня. В заключении приведём интересные результаты исследований, которые говорят о том, что число учителей освоивших в своей профессиональной деятельности такое простое в эксплуатации техническое устройство как видеомагнитофон составляет не более 8 — 10%, и потому рассчитывать, что все преподаватели активно овладеют в обозримое время новыми информационными технологиями, не приходится.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.