АВТОМОБИЛЬНЫЙ САНИТАРНЫЙ ТРАНСПОРТ

Наука » Медицина » Военная медицина
АВТОМОБИЛЬНЫЙ САНИТАРНЫЙ ТРАНСПОРТ – один из наиболее современных и распространенных видов санитарного транспорта.

Обеспечивая быструю перевозку раненых и больных на расстояние до 150-250 км, автомобильный санитарный транспорт является мощным эвакуационным средством, связывающим этапы эвакуации войскового, армейского и, при необходимости, фронтового тыла между собой и с железной дорогой. Особенно велика роль автомобильный санитарный транспорт в районах, где железнодорожная сеть слабо развита или разрушена, но где, однако, имеются дороги, пригодные для автомобилей нормального типа. Использование автомобильный санитарный транспорта более гибко, чем железнодорожного транспорта, и обеспечивает большую возможность маневра эвакуационными средствами. Производительность работы автомобильный санитарный транспорта при перевозке раненых и больных, а также грузов значительно выше по сравнению с конным транспортом из-за большей скорости и вместимости. Производительность санитарного автомобиля, перевозящего 4 носилочных раненых, в 10 раз больше производительности санитарной двуколки, перевозящей 2 носилочных раненых; производительность 1,5-тонного грузового автомобиля, перевозящего 16 сидячих легко раненых, в 20 раз больше производительности санитарной конной повозки, перевозящей 4 сидячих раненых. Автомобильный санитарный транспорт уже во время войны 1914-1918гг. нашел широкое применение. Во французской армии на Западном фронте за все время первой мировой войны было перевезено автотранспортом 10 411 156 эвакуированных в английской – 6 354 000. В русской армии за этот период автомобильный транспорт использовался в значительно меньших размерах (см. также Автомобильная санитарная рота).
После Великой Октябрьской Социалистической революции, особенно в предвоенные годы, в нашей стране получила мощное развитие автомобильная промышленность. Это дало возможность во время Великой Отечественной войны широко применять автомобильный санитарный транспорт в войсках с преобладающим использованием автомобилей малого тоннажа отечественного производства.
Использование автомобильного транспорта для медицинской эвакуации в военное время идет по двум основным линиям: перевозка раненых и больных на специально оборудованных санитарных автомобилях (преимущественно тяжело раненые) и перевозка раненых и больных на грузовых автомобилях обратного порожняка транспорта подвоза (преимущественно легко раненые). Такое разделение объясняется как условиями транспортировки на неприспособленном в санитарном отношении автомобильном транспорте, оказывающими отрицательное влияние на первую категорию эвакуируемых, так и целесообразностью использовать в полной мере обратный порожняк транспорта подвоза. Значение последнего в общей системе эвакуации раненых автотранспортом обусловливается прежде всего потребностью современных армий в большом количестве автотранспорта для подвоза необходимого материального обеспечения, причем большинство этого транспорта может быть при следовании в тыл использовано для перевозки раненых. Крайне сжатые сроки, в которые обычно должна укладываться погрузка раненых и больных, ограничивают возможность соответствующего приспособления обратного автопорожняка; в полной мере такого рода приспособления могут осуществляться только в специальном автомобильном санитарном транспорте. Развитие и усовершенствование его зависят от стремления улучшить условия транспортировки эвакуируемых и обеспечить быстрейшую перевозку их в любых дорожных условиях, при наиболее полном использовании грузоподъемности автомобиля. При постройке специальных санитарных автомобилей осуществляется ряд конструктивно-технических мероприятий для улучшения условий перевозки—уменьшения тряски, рывков, резких раскачиваний кузова, оказывающих вредно влияние на эвакуируемых вследствие добавочной механической травмы. К этим мероприятиям относятся: I) низкая посадка кузова, 2) применение шасси с длинной базой (большое расстояние между породней и видной осью), 3) установка мягких и длинных рессор шасси». Низкая посадка кузова на шасси с длинной базой, характерная для лучших образцов автомобилей скорой помощи, уменьшает проходимость автомобиля. Поэтому санитарные автомобили, предназначенные для работы в плохих дорожных условиях военного времени, имеют обычно короткую базу с относительно высоко поставленным кузовом. При выборе рессор шасси в военное время предусматривается большой запас их прочности и возможность быстрой замены в случае поломок. Из амортизаторов лучшими качествами обладают гидравлические одностороннего действия, позволяющие рессоре свободно выпрямляться при толчке, но замедляющие ее возвращение в первоначальное состояние. Существенное значение имеют пневматические шины, устраняющие шум при движении м влияние мелких неровностей пути. Снижение степени давления в баллонах – мягкость пневматических шин – улучшает условия транспортировки; поэтому давление в баллонах санитарных автомобилей не должно превышать установленной нормы. Рационально устроенное подрессоривание для носилок должно дополнять работу рессорного аппарата автомобиля при колебаниях кузова (резкие торможения, ускорения). Подрессоривание носилок устраивается по тем же принципам, что и рессорная подвеска автомобиля, совместное действие пружины и амортизатора, работающего на трение. Однако для уменьшения тряски и раскачивания кузова рессорный аппарат шасси автомобиля имеет гораздо большее значение, чем подрессоривание самих носилок: последнее может улучшить эффект действия рессор и амортизаторов шасси, но не может их заменить. Поэтому устройство даже весьма сложных подрессоривающих приспособлений для носилок, устанавливаемых в грузовиках, шасси которых снабжено жесткими рессорами и не имеет амортизаторов, не дает существенного эффекта.
Исключительно большое значение имеет размещение носилок внутри кузова автомобиля: размах колебаний носилок, вызванный толчками на неровностях пути, будет тем большим, чем выше подняты носилки и чем дальше они отнесены в сторону от центральной продольной оси кузова. Условия транспортировки для тяжело раненых на носилках 3-го яруса в отношении тряски в 3 раза хуже, чем на полу. Это обстоятельство необходимо учитывать как при устройстве внутреннего оборудования автомобильный санитарный транспорт, так и при транспортной сортировке раненых. Ухудшение условий транспортировки при поднимании носилок над полом кузова вынуждает к максимальному сокращению расстояния между носилками нижнего и верхнего ярусов. Поэтому выработанная после первой мировой войны международная норма расстояния между носилками – не менее 60 см – для автомобильный санитарный транспорта не может быть рекомендована. По опыту Отечественной войны это расстояние не должно быть менее 50 км. При оборудовании автомобильный санитарный транспорта, помимо мер, направленных к уменьшению механической травмы, чрезвычайно важно полно использовать грузоподъемность автомобиля (емкость кузова) и обеспечить удобство погрузки и разгрузки эвакуируемых. При вносе носилок на руках удобна система подвески, при которой ручки одной (стороны носилок устанавливают на кронштейны, а другой – подвешивают на ремнях. Такой прием погрузки наиболее удобен при оборудовании автомобильных кузовов с большими габаритами, допускающими проход между носилками, например, пассажирских автобусов. При необходимости полностью использовать объем автомобильного кузова с малыми габаритами целесообразно вдвигание носилок по направляющим трубам с помощью роликовых кареток или других приспособлений. При всех «способах подвески или установки носилок внутри кузова крайне желательна возможность погрузки и выгрузки их в любой последовательности.
Помещение для эвакуируемых в автомобильный санитарный транспорт должно, помимо приспособлений для установки и погрузки носилок, иметь удобные сидения, достаточную вентиляцию, дневное и ночное освещение и отопление. Для вентиляции кузова устраивают в его крыше или боковых стенах отверстия, снабженные дефлекторами и завинчивающимися изнутри крышками, и опускаемые окна. Для осветительных устройств обычно используют аккумулятор автомобиля. Недостатками печного отопления являются: затруднение или невозможность установки его в кузовах с малыми габаритами, пожарная опасность и необходимость постоянного наблюдения за печью. Отопление с использованием выхлопных газов двигателя опасно из-за возможности проникания окиси углерода в помещение для эвакуируемых. Водяное отопление с подогревом воды от мотора лишено этих недостатков, но требует особо тщательного отепления кузова. Отрицательной стороной водяного отопления является возможность замерзания и Разрыва труб отопительной системы при выключенном моторе.
Помимо конструктивных особенностей автомобиля, огромное влияние на условия транспортировки в автомобильный санитарный транспорт оказывает состояние дорог. Дорога с совершенно ровным настилом, например, вполне исправное асфальтированное шоссе, при малых скоростях движения обеспечивает достаточно покойные условия транспортировки даже в обычном неприспособленном грузовике. Перевозка в автомобильный санитарный транспорте по дороге с грубым булыжным настилом, по проселочной дороге, по асфальту, избитому и частично разрушенному, и т. п. связана с резкими толчками и тряской, возрастающими при увеличении скорости движения. Условия транспортировки резко ухудшаются в ночное время, в особенности в обстановке, требующей строгой светомаскировки – при выключенных или сильно затемненных фарах. Наиболее неблагоприятные условия транспортировки в А. с. т. возникают в период весенней и осенней распутицы, а также на болотистых участках, на дорогах с поперечным бревенчатым настилом. На зимних дорогах при удовлетворительном их содержании (очистка от снега, посыпание песком крутых подъемов) тряска уменьшается благодаря сглаженной поверхности дороги.
Сравнительно с другими лучшие условия транспортировки в автомобильный санитарный транспорте имеют место на автомобильных дорогах, предназначенных для интенсивного автомобильного движения. К автомобильным дорогам предъявляются особые требования в отношении прочности самих дорог и мостов, ширины проезжей части и крутизны поворотов, обеспечивающих возможность движения со значительными скоростями, достаточного сцепления поверхности дорог с шинами колес в мокрую погоду и отсутствия пыли. К этой категории дорог относятся бетонные и асфальтовые автомобильные дороги. В действующей армии дли интенсивных автомобильных перевозок организуются так называемые военно-автомобильные дороги. Такая специализация дорог необходима, чтобы использовать основное преимущество автомобильного транспорта перед гужевым – его быстроходность, так как при движении по общим дорогам автомобильные колонны были бы вынуждены, следуя в массе обозов, снижать свою скорость.
Особое значение для улучшения условий транспортировки в автомобильный санитарный транспорт приобретает подготовка водителей санитарных автомобилей, умение плавно, без толчков, вести машину даже при вынужденной большой скорости движения по неровной избитой дороге.
Для обеспечения бесперебойной работы автомобильный санитарный транспорт в особо трудных дорожных условиях практикуется, наряду с увеличением мощности мотора, установка санитарно- транспортного оборудования в автомобилях повышенной проходимости (автомобили со всеми ведущими осями и др.). Все эти условия определяли развитие и усовершенствование автомобильный санитарный транспорт, принятого на оснащение медицинской службы Красной Армии. Санитарный автомобиль образца 1930 г. был рассчитан на перевозку 4 носилочных или 10 сидячих раненых. Шасси 1,5-тонного грузовика. Кузов с двустворчатой задней дверью устанавливался отдельно от кабины. Внутренние размеры кузова: длина 2 410 мм, ширина 1 760 мм, высота 1 620 мм.
Носилки вдвигались по направляющим желобам, снабженным пластинчатыми рессорами. Электроосвещение и вентиляция обычного типа, отопления не было.
Санитарный автомобиль образца 1936 г., той же вместимости, был смонтирован на несколько улучшенном шасси ГАЗ-АА с облегченными рессорами и 8 амортизаторами ГАЗ-А. Кузов-автобусного типа, объединенный с кабиной водителя, с одной двустворчатой цепь, удерживающая раму; Основным типом санитарного автомобиля, принятым на снабжение военно-медицинской службы, является санитарный автомобиль образца 1939 г. – ГАЗ-55, рассчитанный на перевозку 4 носилочных или 8 сидячих раненых; смонтирован на шасси со специальными рессорами и гидравлическими одностороннего действии амортизаторами (см. Автомобиль санитарный).
В военное время нашли применение упрощенные деревянные разборные кузова, устанавливаемые на 1,5-тонные автомобили
ГАЗ-АА. Кузов для этих автомобилей состоит из двух боковых деревянных щитов, одного переднего щита и крыши, соединяемых болтами. Каждый щит представляет собой раму из сосновых брусьев, обшитую фанерой или тесом. Сзади устраивают трехстворчатую дверь или навешивают брезент. Носилки размещают у обеих боковых стенок в 2 или 3 яруса.
Помимо санитарных автомобилей, предназначенных для работы в войсковом и армейском тылу, к специальному автомобильный санитарный транспорт относятся автобусы, оборудованные под перевозку раненых и больных и предназначенные для работы преимущественно во фронтовом районе и в тыловых госпитальных базах.
Санитарный автобус ЗИС-16 (1940 г.) рассчитан на одновременную перевозку 10 носилочных и 12 – 14 сидячих. боковым стенкам кузова прикреплены стойки с кронштейнами и подвесками для размещения носилок. В передней части кузова носилки располагаются в три яруса, в задней в два. В проходе между носилками установлены две складные скамейки. Некоторые автобусы оборудованы калориферами, с нагревом выхлопными газами двигателя, в других на зимнее время устанавливают печи дровяного отопления. Погрузка носилочных раненых производится через заднюю дверь с заходом санитаров внутрь кузова. По этому же типу оборудуются автобусы ЗИС-8 на 8-10 носилочных и 4-6 сидячих.
ЗИС-44 выпуска 1943 г. рассчитан на перевозку 9 носилочных и 6 сидячих раненых. Места для носилочных располагаются в три яруса вдоль передней и боковых стенок кузова; сидения – откидные в среднем проходе. Кузов деревянный, в виде закрытого фургона, установленный на шасси грузового автомобиля ЗИС-5 со снятыми подрессорниками для большей мягкости рессор. Отопление кузова не предусматривается. Емкость кузова ЗИС-44 оказала большую услугу медицинской службе во время Отечественной войны, несмотря на некоторые конструктивные недостатки, вызванные обстоятельствами военного времени.
Практическое использование во время Отечественной войны грузовых автомобилей, «универсально оборудованных», показало, что «универсальным» может быть только та часть оборудования, которая в равной степени необходима для всех служб (запасные бензобаки, подножки, тент и др.); все излишнее, не отвечающее целям данной перевозки, легко подвергается порче, утере и т.п. Санитарные прицепные повозки к автомобилям, как и пассажирские прицепы к автобусам, не нашли широкого применения, что может быть объяснено затрудненностью маневра автопоезда в условиях плохих дорог и строгой светомаскировки. Также не нашли широкого применения и санитарные мотоциклы, не обеспечивающие минимально покойных условий для эвакуируемых при современном техническом решении этой задачи.
Во время Отечественной войны широкое распространение получило использование обычных грузовых, преимущественно 1,5-тонных автомобилей, снабженных импровизированным приспособлением для размещения эвакуируемых.
Приспособление грузовых автомобилей, импровизированное с помощью подручных Средств для использования их в качестве автомобильный санитарный транспорт, значительно труднее» чем приспособление конных повозок. Недогрузка рессор и большая скорость движении создают крайне не благоприятные условия транспортировки дли носилочных раненых. Чем больше грузоподъемность данного грузового автомобиля, тем больше тряска. На полу кузова 1,5-тонного грузовика можно разместить не более 3-4 тяжело раненых на носилках; общий вес транспортируемых, носилок оружия и пр. составляет не более 300 кг т.е. 20% нагрузки автомобиля, что совершенно недостаточно для нормальной работы его рессор (в 3-тонном грузовике- 10%). Поэтому для эвакуационных целей следует по возможности использовать (в особенности при перевозке тяжело раненых).
Автомобили малой грузоподъемности и принять меры к полной загрузке их рессор, применив комбинированную перевозку лежачих и сидячих или добавив дополнительный груз (балласт). Вес балласта определяют из расчета: грузоподъемность машины минус вес всего транспортируемого груза (людей, носилок и пр.). Слой песка толщиной в 10 см, равномерно распределенный на полу кузова 1,5-тонного грузовика, дает нагрузку на рессоры от 750 до- 1000 тег. Балластом следует оборудовать автомобили, специально выделенные для перевозки тяжело раненых. При большом потоке раненых в тактическом отношении выгодна комбинированная перевозка носилочных и сидячих раненых, не требующая затраты средств и времени на утяжеление кузова, лучше использующая его грузоподъемность и позволяющая в ряде случаев дать полную нагрузку на рессоры шасси. На рисунке показано уплотненное размещении эвакуируемых; разумеется, при погрузке необходимо учитывать их состояние, так как нередко наличие иммобилизирующих повязок и другие условия вызывают необходимость менее уплотненного размещения. При перевозке носилочных тяжело раненых на полу кузова поверх балласта кладут слой сена (солома, хвоя и т.п. толщиной в 10 – 15 см у покрытый сверху брезентом (плащ-палатками); под ножки носилок подкладывают куски фанеры.
При перевозке одних сидячих раненых их размещают либо на полу кузова на подстилке из СОЛОМЫ, хвои и т. п., либо на досках-сидениях (толщина доски 50 мм, ширина 200 мм). Перевозка на досках-сидениях позволяет разместить. Для защиты эвакуируемых от дождя и ветра устраивают простейший каркас, покрываемый брезентом, плащ – палатками, фанерой или досками («вагонкой»). Опорные стойки каркаса рекомендуется (Делать из прочных 10-см досок, прибиваемых 10-см гвоздями к боковым бортам кузова. Еще лучше крепить стойки с помощью болтов. В зимних условиях в кузове может устанавливаться железная печь небольших размеров, с обязательным соблюдением всех противопожарных мероприятий: сопровождающий истопник, термоизолирующие ограждения пола, крыши, носилок; запас воды на случай необходимости быстро загасить огонь.
Организационно автомобильный санитарный транспорт, предназначенный для работы в войсковом и армейском тылу, объединен в автосанроты (АСР), состоящие из нескольких автосанвзводов (см. Автомобильная санитарная рота).
Схема уплотненного размещения сидячих раненых и 1,5-тонном грузовом автомобиле: А-на ходу кузова с вытянутыми ногами (8 человек); Б на поду кузова с согнутыми ногами – 12 человек); В-на досках-сидениях (16 человек).
Некоторое количество санитарных автомобилей имеется в МСБ для обеспечения эвакуации из полков, а также в эвакопунктах и некоторых госпиталях для внутригарнизонных перевозок.
При эксплуатации автомобильный санитарный транспорт необходимо тщательное наблюдение за исправностью материальной части, особенно – отопительных приборов, рессор, амортизаторов,
тормозной системы, вентиляции и освещения.
Текущий (мелкий) ремонт производится водителем автомобиля, средний ремонт, требующий несложного станочного оборудования, в ремонтных мастерских АиР.
Нормальный суточный переход автомобильный санитарный транспорт при движении в общей колонне 120-150 км, форсированный переход – 200-250 км. Скорость движения автомобильный санитарный транспорт при перевозке эвакуируемых колеблется, в зависимости от состояния дороги, от 6-8 до 30-40 км в час. При движении в автоколонне общевойскового транспорта скорость движения автомобильный санитарный транспорт 20-30 км в час, ночью с затемненными фарами – 10-15 км в час.
Через каждые 1-2 часа движения назначаются малые привалы на 15-20 минут для технического осмотра машин и обслуживания эвакуируемых; при длительных рейсах через 6-8 часов движения большой привал на 2-3 часа.
Порожняк автомобильного санитарного транспорта, следующий на фронт, используют для доставки к передовым этапам эвакуации медицинского имущества, носилок, консервированной крови и пр.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.