АВИАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА

Наука » Медицина » Военная медицина
АВИАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА (английского – aviation medicine, Французское meiecine, немецкое – Luftfa- hrtinedizin, итальянское—medicina tica) – СОВОКУПНОСТЬ МЕДЕЦИНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ и мероприятий, касающихся авиационной службы. Развиваться авиационная медицина начала 20-х гг. настоящего столетия. Задачи авиационной медицины 1) изучение условий деятельности летного состава и ВЛИЯНИИ ЭТИХ условий на организм; 2) разработка специальных методой определения дефектов здоровья, но совместимых с летной работой в различных родах авиации; 3) определение физилогогигиенических нормативов условий труди, быта, отдыха и питания летного состава, а также разработка методов специальных тренировок по повышению выносливости организма к воздействию высоты и перегрузок; оказание помощи инструкторам н обучении курсантов летному делу.
Перечисленные главные направления авиационной медицины в основном имеют целью повышение безопасности полетов и поддержание здоровья и работоспособности летного состава во всех разнообразных и специфических условиях его деятельности.
К специфическим особенностям деятельности летного состава относятся следующие: а) чрезвычайная быстрота и резкость, изменений климатометеорологических условий существования (за несколько минут подъема на высоту перепад температуры воздуха может доходить до 50 – 70е; барометрическое давление – снизиться и 4-5 и более раз по сравнению с величиной его на уровне моря, обусловливая развитие явлений кессонной болезни; содержание кислорода в атмосферном воздухе – упасть до величины, угрожающей острой асфиксией) (см. Высотный полет) б) скорость передвижения самолета, достигающая ужи сейчас скорости распространения звука (330 м/сек), не сравнимая со скоростями движения других видов транспорта и требующая поэтому от летчика, пилотирующего самолет, быстрых, точных и рассчитанных движений; в) воздействие ускорений и центробежной силы, вызывающих гемодинамические расстройства за счет сосудистых рефлексов со стороны вестибулярного аппарата и изменение гидростатического давления самой крови; г) значительная эмоционально-психическая напряженность, характеризующая состояние летчика» в каждом полете и особенно при выполнении боевых заданий; д) большая вероятность погибнуть при катастрофе от получения в воздухе таких ранений, от которых на земле непосредственной гибели не происходит.
Авиационная медицина использует и совершенствует наиболее современные и точные методы исследования человеческого организма, применяемые нормальной и патологической физиологией (и биохимией), экспериментальной психологией, общей и военной гигиеной, общей и лечебной физической культурой и методами изучения функциональной полноценности органов (организма в целом), принятых в клинике внутренних, душевных глазных болезней и в клинике болезней уха, носа и горла. Перечисленные методы находят свое применение как в научно-исследовательской работе по авиационной медицине» так и в практике врачебно-летной экспертизы.
Авиационная медицина широко применяет специфические методы экспериментирования и исследования человека при различных степенях снижения барометрического давления и влияния ускорений, используя для этой цели барокамеры и термобарокамеры (см. Барокамера), мешки Флакка, приборы Гендерсона-Пирса, Егорова-Александрова, специальные машины, развивающие большую центробежную силу, и непосредственно самолет.
Возможность освоения авиацией больших высот, установление режимов ускорений, допустимых при выполнении фигур высшего пилотажа и пикирований, являются результатом исследований, осуществленных авиационной медициной за короткий период ее существования.
В 80-х гг. прошлого столетия французский физиолог Поль Бер (Paul Bert) своими блестящими экспериментами над животными и людьми в камерах пониженного и повышенного барометрического давления, а также практическими мероприятиями по обеспечению высотных полетов воздушных шаров заложил первые научные основы авиационная медицина. Как определившаяся отрасль медицины авиационная медицина зародилась непосредственно перед первой мировой войной. Развитие авиации уже в этот период шло по линии возможного применения ее в качестве весьма эффективного оружия будущего. Самолет был применен как боевая машина впервые в войне 1911 г. между Италией и Триполитанией и в 1912—1913 гг. во время балканской войны. Естественно, что раньше всего военные министерства поставили вопрос о необходимости привлечения значительного числа людей, пригодных по состоянию здоровья для обучения их летному делу.
С первых же шагов развития авиации становятся совершенно очевидными специфические ее особенности, предъявляющие высокие требования к физическому развитию и психике летчика, которые необходимо учитывать при медицинском отборе кандидатов в летные школы, при обучении и тренировке летчиков. Уже в 1910 г. в Германии, а затем в 1912 г. во Франции и в том же году в США были разработаны первые медицинские инструкции по отбору в авиацию.
Во время первой мировой войны во всех воюющих странах (за исключением царской России) были организованы специальные лаборатории, проводившие отбор кандидатов в летные школы и систематическую врачебную экспертизу летного состава. В этих же лабораториях широко применялись специальные исследовании на выносливость к кислородному голоданию. Большое распространение получили в то время углубленное исследование вестибулярного аппарата и Функциональное исследование сердечнососудистой системы.
В период после первой мировой войны в Европе и во время второй мировой войны, начали создаваться, особенно в США» различные институты, лаборатории авиационной медицины – и высшие школы по авиационная медицина в работе которых принимали участие преимущественно физиологи и ряд известных психологов; начали выходить журналы по вопросам А. м., в США – Journal of aviation medicine (с 1930 г.); и Германии – LuftfabrtmediKin; в Италии – Rivista di medicina aeronau- tica и др.; руководства по авиационной медицине: в 1926 г. в США – Бауера; н 1933 г. в Чехословакии – Шуберта, в 1939 г. в США – Армстронга, в СССР- под редакцией Воячека; в 1941 г. в Италии—3-томное руководство под редакцией Монако, в 1939 г. в Германии – Руфа и Штрухгольда» в 1941 г. в Югославии – Костича.
В СССР начало авиационной медицине было положено в дни Царицынской (Сталинградской) обороны в 1918 г. приказом товарища Сталина, вводившим должность врача в авиационных частях для специального наблюдении за летным составом и устанавливавшим особые нормы питания летного состава.
В 1924 г. по инициативе одного из первых советских авиационных врачей С. Е. Минца и при участии начальника ГВСУ РККА 3. П. Соловьева при центральном аэродроме им. Фрунзе в Москве была организована Центральная психофизиологических лаборатория по изучению летного Труда ВВС РККА. Позднее вместо этой лаборатории был организован 4-й сектор Научно исследовательского испытательного института КА, в 1935 г. переформированный в Авиационный санитарный институт (АНИСИ КА). В 193G г. АНИСИ был назван Институтом авиационной медицины ВВС КА и ему присвоено имя академика И. П. Павлова. С 1932 г. начала свою работу Центральная психофизиологическая лаборатория ГВФ, реорганизованная и 1936 г. в Центральную лабораторию авиационной медицины ГВФ СССР. В 1943 г. Институт авиационной медицины ВВС К А был реорганизован в лабораторию авиационной медицины кафедры нормальной физиологии Военно-медицинской академии КА имени С. М. Кирова.
В 1939 г. одновременно в Центральном институте усовершенствовании врачей НКЗдрава СССР и на военном факультете при II Московском государственном медицинском институте были учреждены кафедры А. м. с самостоятельными при них доцентскими курсами по врачебно-летной экспертизе, психологии, организации и тактике санитарной службы ВВС и гигиене. С 1945 г. специализация и усовершенствование врачей по вопросам А. м. производились и в Институте авиационной медицины ВВС КА.
Наиболее актуальными проблемами, стоящими перед авиационная медицина, являются: а) проблема повышения безопасности полетов путем усовершенствовании методов медицинского отбора и психологических испытаний поступающих в летные школы, с учетом индивидуальных особенностей развития и конституции значительных, несущественных для лиц наземного труда дефектов здоровья, которые несовместимы с требованиями летной работы; б) проблема специальных видов тренировки, дающих возможность повысить сопротивляемость организма летчика неблагоприятным факторам полета (высота, ускорения), уточнить и усовершенствовать специальную координацию движений и скорость рефлекторных реакций; в) проблема патологии, терапии и профилактики высотной болезни, связанной: 1) с дефицитом кислорода во вдыхаемом воздухе и развитием явлений гипокапнии и 2) уменьшением барометрического давления и развитием явлений аэроэмболизма (см. Эмболии), аэроотита, баротравмы; г) проблема патологии, терапии и профилактики воздушного укачивания , нарушения зрения и функций центральной нервной системы, вызываемых ускорениями (перегрузками) при каждом изменении режима прямолинейного полета (пикирование, виражи и любые другие эволюции самолета в воздухе); д) проблема повышения эффективности ночного зрения летчиков.
Прогресс авиации, делающий уже совершенно реальными в ближайшие годы массовые стратосферные полеты с использованном реактивных двигателей, ставит перед авиационной медициной новые серьезные задачи, разрешение которых требует привлечения наиболее квалифицированных сил и больших средств и далеко выходит из рамок только узко прикладного характера, приобретая большой общемедицинский теоретический интерес.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.