КИСЛОРОДНАЯ ТЕРАПИЯ

Наука » Медицина » Общий раздел
КИСЛОРОДНАЯ ТЕРАПИЯ – применение кислорода для лечения ряда заболева-ний. Как только были установлены роль и значение кислорода для дыхания, немедленно практические врачи использовали этот газ в качестве лечебного средства. Первым врачом применившим такое лечение был Шосье (Chaussier) в 1780г. применял кислород с лечебной целью у туберкулезных больных, страдавших одышкой, и у новорожденных при цианозе. Основоположником же кислородной ингаляционной терапии был несомненно Томас Биддос (Thomas Biddoes). Он в 1798г. применял кислород в высоких концентрациях для лечения самых разнообразных заболеваний: скрофулез, фагеденические язвы, хлороз, ипохондрия, гидроторакс, общая водянка, диспепсия, астма, отравление опиумом, паралич, истощение и даже проказа. В результате злоупотребления и нередко неправильного применения кислорода возникли значительные сомнения в его лечебной ценности и даже отрицательное к нему отношение. Это привело к тому, что в течение следующего столетия к кислородная терапия относились с пренебрежением.
Особо выдающуюся роль в деле установления правильного взгляда на терапевтическое значение кислорода сыграли труды авторов, применявших кислород при лечении легочного отека, пневмонии и других заболеваний, сопровождавшихся кислородной недостаточностью.
При ряде заболеваний дыхательного аппарата развивается кислородная недостаточность, которая влечет за собой весьма серьезные расстройства в других системах. Из них наиболее частыми являются расстройства центральной нервной и сердечнососудистой системы. Кемпбел (Campbell) утверждает, что сердечная мышца не переносит низкого напряжения кислорода. В результате кислородной недостаточности развивается расстройство циркуляции с застоем, отеком, дегенерацией и атрофией. Наиболее тяжелые изменения при этом встречаются в миокарде, мозгу, печени и легких. Это обстоятельство делает совершенно неотложной борьбу как с кислородной недостаточностью, так и теми расстройствами, которые она вызывает. Борьба с кислородной недостаточностью может быть осуществлена уменьшением потребности в кислороде, увеличением поступления кислорода в организм, облегчением и улучшением дыхания и циркуляции крови. Уменьшение потребности в кислороде достигается устранением физического напряжения, постельным режимом и согреванием больного.
Увеличение поступления кислорода достигается ранней кислородной терапией. Эффективность кислородная терапия объективно подтверждается тем, что содержание кислорода в артериальной крови увеличивается, количество редуцированного гемоглобина в артериальной крови падает, цианоз исчезает, одышка уменьшается, сердечная деятельность и самочувствие больного улучшаются. Барач (Barach) указывает, что своевременное вдыхание кислорода при декомпенсации сердца (сердечная недостаточность как осложнение хронического заболевания легких), остром коронарном тромбозе и коронарном атеросклерозе обычно давало весьма благоприятные результаты: одышка уменьшалась, цианоз исчезал, боли в области сердца становились менее ощутимы, содержание кислорода в арте-риальной крови повышалось, концентрация молочной кислоты в крови снижалась, застойные явления становились менее выраженными. У больных же врожденными сердечными пороками кислородная терапия дает хорошие результаты только в период декомпенсации.
Весьма эффективно вдыхание кислорода также при гипоксии легочного и циркуляторного происхождения, вызванной поражением удушающего действия, а также при гипоксии кровяного происхождения (отравление окисью углерода). Астматики, у которых приступы сопровождаются кислородной недостаточностью вследствие резкого уменьшения легочной вентиляции из-за спазма бронхов, получают значительное облегчение от вдыхания кислорода и особенно смеси кислорода с гелием (гелия до 30°/о). Кислород и С02 легче и быстрее диффундируют через суженные бронхи и закупоренные легочные участки в присутствии гелия, чем в присутствии другого инертного газа, например, азота. Барач рекомендует использовать в подобных случаях смесь кислорода с гелием под давлением. Путем рентгенографии он установил, что суженные мелкие бронхи, составляющие главное препятствие для прохождения газа в момент приступов астмы, больше расширяются в конце выдоха, если применяется положительное давление. В настоящее время кислородная терапия используется при ряде заболеваний и состояний, сопровождающихся кислородной недостаточностью (сердечная аноксемия, пневмонии, эмфизема легких, спонтанный пневмоторакс и пр.). Кислородная терапия рекомендуется при шоке, проникающих ранениях грудной клетки, анаэробной инфекции (подкожно) и других поражениях. Кислородная терапия должна быть предусмотрена при эвакуации самолетом пораженных в грудь, анемичных и др.
Эффект кислородной терапии зависит от правильной диагностики кислородной недостаточности, ее характера и степени, времени и длительности дачи кислорода, правильного выбора методики, систематичности ее проведения, а также от качества аппаратуры, с помощью которой подается кислород. Пути введения кислорода в организм многообразны (ингаляционный, подкожный, внутривенный, внутриартериальный, внутрижелудочный, кишечный, внутрибрюшинный). Наибольшее практическое значение имеют ингаля-ционный и подкожный методы. Для вдыхания больному могут быть поданы как чистый кислород, так и смесь его с воздухом (от 50 до 100% кислорода), с углекислотой (карбоген содержит 5 – 7%С02) или гелием (до 30% гелия). Подкожно больному может быть введен как чистый кислород, так и карбоген.
Вдыхание чистого кислорода производится при остро возникающей кислородной недостаточности легочного, цирку ляторного и гистотоксического происхождения. Длительность сеанса – от нескольких минут до 1 – 2 часов. Минутный дебит кислорода, в зависимости от размеров легочной вентиляции, 5 – 8л. Сеансы ингаляции можно повторять после пауз различной продол-жительности, в зависимости от состояния больного. Если кислородная недостаточность удерживается длительное время, но не достигает высокой степени, то больному подается для вдыхания смесь кислорода с воздухом (от 50 до 60% кислорода и выше). Смесь вдыхается в течение многих часов. Минутный дебит такой смеси – 5 – 10 л. При кислородной недостаточности, которая сопровождается гипокапнией (см.), понижением тонуса дыхательного центра и циркуляторного аппарата, коляпсом, уменьшением массы циркулирующей крови, больному подается для вдыхания карбоген, а также одновременно применяются сердечные и тонизирующие средства.
Если появляется угроза остановки дыхания, то дача кислорода или карбогена сочетается с искусственным дыханием. Минутный дебит при применении карбогена должен быть увеличен до 10 – 12 л и больше сообразно возрастающей легочной вентиляции, обусловленной С03 или дыхательным стимулятором (под действием С02 легочная вентиляция может увеличиться вдвое). Длительность ингаляции карбогена – от 5 до 30 – 40 минут, в зависимости от случая. Затем переходят на вдыхание смеси кислорода с воздухом. Вдыхание карбогена особенно показано при отравлении окисью углерода. Карбоген, увеличивая легочную вентиляцию, ускоряет диссоциацию карб- оксигемоглобина. При поражении О В удушающего действия (хлор, фосген, дифосген, хлорпикрин, окислы азота), при которых повреждается легочнокапилярная мембрана, применение карбогена может быть допущено только в фазу серой асфиксии, да и то в течение короткого срока (5 – 10 минут). Длительная и энергичная ингаляция карбогена может привести к увеличению эмфиземы, отека, разрыву легочной ткани и утомлению дыхательного центра.
При недостатке кислорода, вызванном спазмами бронхиальной мускулатуры (бронхиальная астма) или выключением из акта дыхания Значительной части легких (ателектазы, пневмония, отек легких, сужение просвета бронхов слизистыми выделениями), некоторые авторы (Барач) рекомендуют вдыхание смеси кислорода с гелием под давлением в 5 – G ем водяного столба. Более высокое давление, препятствуя поступлению крови в правое предсердие, мо-жет вызвать расстройство кровообращения и тем ухудшить состояние больного. Барач на основании своих наблюдений утверждает, что ингаляция кислорода под давлением в 5 – 6 см водяного столба во многих случаях уменьшает развитие отека легких.
Вопрос о допустимой длительности вдыхания кислорода еще не может считаться окончательно разрешенным. Экспериментами на животных установлено, что ингаляция кислорода в концентрации 70 – 100% в течение нескольких дней приводит к легочным поражениям. Было отмечено, что у животных при вдыхании чистого кислорода под давлением в несколько атмосфер вскоре наступают судороги и смерть. Барач рекомендует не давать больным вдыхать кислород более 12 часов в день. Бутби, Мейо и Лавлейс (Boothby, Mayo and Lovelace) на основании более 800 наблюдений над действием вдыхания кислорода в высоких концентрациях не отметили каких-либо признаков раздражения легких. Однако эти авторы все же считают, что продолжительность непрерывной ингаляции не должна превышать 48 часов. При длительной ингаляции для предупреждения раздражения дыхательных путей кислород необходимо увлажнять (см. Кислородно-дыхательная аппаратура).
Подкожное введение кислорода производят в тех случаях, когда больной, страдая от кислородной недостаточности, не получает облегчения от вдыхания кислорода (значительное препятствие в дыхательных путях, глубокое нарушение сорбции кислорода в легких, отек их, эмфизема, ателектаз). В настоящее время в клинике используются подкожные инъекции как кислоро-да, так и карбогена, или смеси кислорода с парами некоторых лекарственных веществ, например, серным эфиром. Одни авторы, опираясь на эксперимент, где результат оценивается по бесспорным объективным физиологическим показателям (содержание кислорода в крови, степень насыщения), считают подкожное вдувание кислорода мало эффективным мероприятием при лече-нии кислородной недостаточности, другие, наоборот, очень высоко расценивают этот метод кислородная терапия Хотя подкожная кислородная терапия в практике менее распространена, чем ингаляционная, однако эффект от нее во многих случаях не только не уступает, но, по некоторым авторам, даже превосходит действие ингаляции. Ришо (Richaud) утверждает, что кислород, инъецированный в ткани, не только механически резорбируется, но и вступает в химическую связь так как и кислород, введенный в легкие, причем ткани являются местом его усвоения.
Под кожу вводят, в зависимости от случая и целей терапии, от 200 мл до 4 л медицинского кислорода. Дозировка карбогена – 1 500 мл. Инъекция должна производиться асептически и медленно в подкожную клетчатку или на боку, или на наружной поверхности бедра, избегая инфильтрации мошонки. Скорость инъекции – около 1 ООО мл за 10 минут, смотря по плотности подкожной клетчатки и чувствительности больного. Резорбция газа у людей происходит менее быстро, чем у животных (собак). Так, после инъекции 1 000 мл за прием через несколько часов ткани все еще растянуты и в течение нескольких дней (8 – 12 дней, по Эдере) можно наблюдать газовую крепитацию. В целях предотвращения задержки газа в подкожном кармане рекомендуют непрерывное, в течение нескольких часов, вдувание кислорода со скоростью 1 л в час. Подкожное введение кислорода можно рекомендовать перед эвакуацией больных (раненых). Другие методы введения кислорода в организм не имеют пока практического значения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.