ИММУНИТЕТ

Наука » Медицина » Общий раздел
ИММУНИТЕТ - невосприимчивость к инфекционным болезням, или резистентность организма к действию патогенных бактерий и их ядовитых продуктов.
Разработка проблем иммунитета представляет исключительно важное значение для охраны здоровья войск. Предохранительные прививки против целого ряда инфекций как одно из практических приложений учения об иммунитете находят в войсках весьма широкое применение, составляя одну из ведущих мер в общей системе противоэпидемических мероприятий, проводи-мых с целью защиты войск от инфекционных заболеваний. Интересы армии, особенно армии военного времени, вынуждают вести разработку вопросов иммунитета в таком направлении, чтобы получить в конечном итоге препараты и методы, позволяющие с наименьшей затратой времени, при наименьшем количестве инъекций препарата, получать быстро возникающий и прочно сохраняющийся иммунитет достаточной напряженности. Множественность инфекций, угрожающих полевым войскам, и необходимость иммунизации войск против всех их делают неизбежной также и ассоциацию различных иммунопрепаратов, с целью облегчения их введения и одновременного получения иммунитета против многих инфекций. В этом отношении большой интерес представляют поливакцины и особенно поливакцины, построенные на принципе ассоциации химических иммуногенных факторов, извлеченных из тел различных бактерий. При этом из вакцин удаляются балластные вещества, в значительной степени обусловливающие реактивность вакцин; химические вакцины легче поддаются ассоциации в малом объеме, почему они удобны для применения. Наконец, химические вакцины позволяют воспользоваться так называемым методом «депо» при их введении в организм, что делает возможным получение достаточного иммунитета даже при однократном введении их.
Различают врожденный и приобретенный иммунитет. Врожденный иммунитет – видовой признак, присущий данному виду животных или человеку в отношении определенных патогенных бактерий. Так, например, крысы невосприимчивы к дифтерийному микробу и его токсину, куры – к сибирской язве, человек – к ряду заболеваний животных. Приобретенный иммунитет может быть естественным или искусственным. В нервом случае он является результатом естественной инфекции, во втором – результатом искусственной иммунизации. По механизму происхождения иммунитет может быть активным или пассивным. Активный иммунитет обусловлен мобилизацией защитных сил организма под влиянием инфекции или введения убитых или ослабленных микробных тел и их продуктов (активная иммунизация). Пассивный иммунитет является результатом введения в организм антител, полученных от иммунизированных животных или от человека, перенесшего соответствующую инфекцию. Наследственный иммунитет, обнаруживающийся в первые месяцы жизни ребенка в отношении некоторых инфекций, также является по происхождению пассивным.
Механизм иммунитета весьма сложен. Попытки построить теорию иммунитета на основе одного принципа – действия антител (гуморальные теории) или деятельности клеток (клеточная теория иммунитет Мечникова) – оказались недостаточными для объяснения многообразия защитных реакций нормального и иммунного организма. Иммунитет различен по форме своего проявления. Наибольшей специфичностью обладают явления гуморального иммунитета, выражающегося в появлении антител.
Антитела – вещества, по видимому, белковой природы, появляющиеся в сыворотке в ответ на введение микробов, их продуктов и вообще веществ, обладающих свойствами антигена. По видимому, основным местом образования антител являются клетки ретикуло-эндотелиальной системы, хотя не исключена возможность продуцирования их другими клетками (лимфоцитами). Механизм этого процесса остается неизвестным. Согласно теории Эрлиха, при связывании атомных групп (рецепторов) клетки токсинами или другими антигенами бактерий, клетка реагирует воспроизведением избыточного количества рецепторов. Эти рецепторы, отторгнутые от клетки, являются антителами. В последнее время возродились старые представления об участии вещества антигена в построении антител (Мэнуоринг, Рамон). Известна «теория отпечатков» Гамалеи, согласно которой антиген, действуя на клетки, оставляет в них след, подобный отпечатку. Эти «отпечатки», отделяемые от клеток, являются антителами и имеют специфическое сродство к антигену, вызвавшему их образование. Весьма вероятно, что каждый антиген вызывает образование лишь одного антитела. В зависимости от условий, при которых’ определяется действие антитела на антиген, наблюдаются различные иммунобиологические реакции. Соответственно этим реакциям различают следующие виды антител. Аглютиины, вызывающие склеивание бактерий в кучки и постепенное осаждение их. Сходную реакцию, выражающуюся в образовании осадка, при смешивании растворенного антигена с антителом или кольца мути на месте их соприкосновения, вызывают проципитины. Реакции аглютинации и преципитации имеют общий механизм, заключающийся в уменьшении степени дисперсности коллоидов в суспензии или в растворе. По своему диагностическому значению реакция аглютинации важнейшая из иммунобиологических реакций. Она применяется как для определения специфических антител в сыворотке больных (реакция Видаля при брюшном тифе, реакция Вейль-Феликса при сыпном тифе, реакция Райта при бруцелезе и ми. др.), так и для идентификации выделенных микробов с помощью специфических аглютинирующих сывороток. Реакция преципитации применяется при диагностике сибирской язвы (реакция Асколи), при определении происхождения кровяных пятен в судебной медицине (реакция Улеигута). В последнее время реакция преципитации находит широкое применение при ускоренных методах специфической диагностики инфекционных болезней. Более сложен механизм литических реакций. К литическим антителам относятся бактериолизины, растворяющие бактерии, гемолизины, растворяющие красные кровяные шарики, цитолизины, или цитотоксины, разрушающие клетки тканей. Действие этих антител проявляется лишь в присутствии алексина. Алексин (по терминологии Борде), или комплимент (по терминологии Эрлиха), – неспецифическое вещество, содержащееся в свежей сыворотке нормальных животных и человека, быстро разрушающееся при хранении или подогревании сыворотки. Алексии вступает в связь с комплексом антиген – антитело (бактерии – бактериолизин, эритроциты – гемолизин). Результатом этого соединения будет лизис клеток или, если бактерии трудно растворимы, бактерицидный эффект. Реакция бактериолиза наблюдается in vivo – феномен Пфейффера – или in vitro. Феномен Пфейффера воспроизводится у иммунизированной морской свинки при введении в брюшину гомологичных бактерий или же у нормальной морской свинки при введении в брюшину смеси бактерий и иммунсыво- ротки. В обоих случаях предполагается, что алексин содержится в эксудате брюшины животного. Для воспроизведения реакции in vitro необходимо соединенно трех компонентов: антигена (бактерии, эритроциты), антитела (сыворотка животного, иммунизированного данными бактериями или эритроцитами) и алексина (свежая сыворотка нормальной морской свинки). В некоторых случаях действие алексина на комплекс антиген – антитело не приводит к видимым или легко обнаруживаемым изменениям, несмотря на то, что связывание алексина указанным комплексом произошло. Для определения этого связывания к смеси антиген – антитело – алексин прибавляется в качестве индикатора смесь эритроцитов с соответствующей им иммунсо – сывороткой (гемолитической сывороткой). Если в смеси антиген – антитело – алексии произошла специфическая реакция связывания алексина, эритроциты останутся неизмененными, так как отсутствует свободный алексин, способный вступить в реакцию и вызвать гемолиз эритроцитов. Если же связывания алексина не произошло, последний остается свободным и, вступив в реакцию с системой эритроциты – гемолизин, вызовет гемолиз эритроцитов. Реакция «связывания» алексина (или, как ее часто называют, реакция связывания комплимента) нашла широкое применение при диагностике инфекционных болезней, особенно при диагностике сифилиса – реакция Вассермана. О псонииыи бактериотропины – антитела, способствующие реакции фагоцитоза. Основное различие этих двух видов антител заключается в их неодинаковой термоустойчивости. Твердо установлено, что оба указанных вида антител действуют на бактерии, делая их более доступными действию фагоцитов.
Особенно значительна в защите организма роль антитоксического иммунитет Антитоксины – антитела, нейтрализующие ядовитое действие токсина. Принято различать два вида токсинов: 1) экзотоксины – образуются в процессе жизнедеятельности бактерий и выделяются живыми микробными клетками в окружающую среду как при росте этих бактерий в жидких питательных средах, так и при размножении бактерий в живом организме; экзотоксины образуются бактериями дифтерии, дизентерии Шига, столбнячными и ботулиническими, анаэробными микробами – возбудителями газовой гангрены, стафилококками и стрептококками. Многие экзотоксины при воздействии тепла и формалина теряют токсические свойства, сохраняя способность вызывать образование антител. Модифицированные таким путем токсины называются анатоксинами (Рамон). При иммунизации экзотоксином или анатоксином в организме животного образуются антиэкзотоксины. 2) Эндотоксины содержатся в телах микробных клеток и освобождаются лишь при разрушении последних. Большая часть патогенных бактерий содержит эндотоксины, например, брюшнотифозные и дизентерийные бактерии, холерный вибрион, менин-гококки и др. У многих видов бактерий химическим субстратом эндотоксина является полисахаридно-липоидный комплекс. При иммунизации убитыми бактериями или полисахаридно-липоидным антигеном сыворотка животных приобретает антиэндоток- сические свойства. Нейтрализующая сила аитиэндотоксических сывороток во много раз ниже нейтрализующей силы антиэкзо- токсических сывороток. Антитела к некоторым видам бактерий наблюдаются нередко вне зависимости от предшествующей инфекции или искусственной иммунизации. Это так называемые нормальные антитела. Их наличие может объясняться незаметно перенесенной инфекцией или же проникновением в кровь сапрофитических микробов, имеющих общие антигены с каким-либо патогенным микробом. Высказывались пред-положения, что в возникновении нормальных антител играют роль наследственные факторы.
Понятие «антитело» тесно связано с понятием «антиген». «Полным антигеном» называют вещество, способное вызывать образование антител и специфически с ним связываться в упомянутых иммунологических реакциях. Установлено, что кроме белков, некоторые сложные полисахариды, а также полисахаридно-липоидные комплексы являются полными антигенами. Свойствами полного антигена обладают микробы, вирусы и токсины. Известен другой большой класс веществ, способных вступать в реакции с антителами, но не вызывающих образования антител. Эти вещества носят название гаптенов (Ландштайнар). В соответствии со сложным химическим составом микробы обладают сложной антигенной структурой. Так, бактерии группы сальмонелла содержат два вида антигенов – соматический О-антиген и жгутиковый Н- антигеи. Исследованиями Буавена, Моргана, Райстрик и Топли показано, что О-антиген тифозно-паратифозных и дизентерийных бактерий тождественен с их эндотоксином и является полисахаридно-липоидно-белко- вым комплексом вещества микробной клетки. Наряду с этими антигенами, у брюшнотифозных бактерий описан Vi-антигеп, по химической природе сходный с О-антигеном, но серологически отличающийся от него. Каждый из указанных видов антигенов вызывает образование специфического антитела» Поэтому различают О-, Н- и Vi-аглютинины.
Под названием клеточного иммунитета разумеют прежде всего фагоцитарный иммунитет. Мечников в своей фагоцитарной теории (1901г.) пытался объяснить естественный и искусственный иммунитет деятельностью фагоцитов, поглощающих и уничтожающих микробные клетки. Он различал два вида фагоцитов: макрофаги – неподвижные клетки селезенки, эндотелиалыюй и соединительной ткани, невроглии и свободные мононуклеарные клетки крови и лимфы, – и микрофаги – полиморфноядерные лейкоциты. Мечников считал, что главную роль в борьбе с возбудителями острых бактериальных инфекций играют микрофаги. Последующие исследования подтвердили значение фагоцитоза в борьбе с патогенными бактериями и в очищении организма от проникших в него микробов. Вместе с тем было установлено, что весьма важная роль принадлежит также и макрофагам, соответствующим по совре-менным представлениям клеткам ретикуло- эндотелиальной системы как сессильным, так и свободным – гистиоцитам. Мечников не отрицал роли антител в иммунитет , но считал,, что антитела, равно как и алексин, являются ферментами, выделяемыми фагоцитами или освобождающимися при их разрушении. Фагоцитозу и последующему перевариванию поглощенных микробов внутриклеточным ферментом – цитазой – принадлежит, по мнению Мечникова, основная роль в механизме естественного (врожденного.) иммунитета. Мечников считал, что алексин идентичен цитазе. Бактериолизины трактовались им так же, как ферменты клеточного происхождения – фиксаторы, выделяемые фагоцитами в плазму крови. Фиксаторы отличаются от цитаз своей специфичностью. Роль их заключается в том, что, фиксируясь на микробных телах, они делают их чувствительными к бактерицидному действию цитаз. Эти представления связывают клеточную теорию Мечникова, как он и сам указывал, с гуморальными теориями иммунитета.
Ни гуморальные теории, ни клеточная теория Мечникова не могли объяснить многообразие явлений иммунитет Помимо действия антител и фагоцитарного механизма, в иммунном организме происходят изменения в состоянии тканей и в ряде физиологических реакций, которыми отвечает организм па внедрение патогенных микробов. Так, советские исследователи (Кравченко и др.) могли констатировать у иммунизированных животных потерю чувствительности отдельных органов к действию микробных ядов. В последнее время все более и более уделяется внимания ‘ изучению физиологических реакций нормального и иммунизированного животного в ответ на введение па-тогенных микробов. Доказано, что активно или пассивно иммунизированные животные при введении в их организм микробов отвечают иными физиологическими реакциями, чем нормальные животные. Так, вместо обычной лейкопенической реакции, которой отвечает животное на введение некоторых бактерий (например, дизентерийных), иммунизированное животное на введение гомологичных бактерий реагирует нейтрофиле- зом. Это явление под названием «антилейко-пенического иммунитета» описано Олицким. Также описаны «антигликемический» и «антигипотермический» иммунитет , выражающиеся в отсутствии гипергликемии и гипотермии, наблюдаемые при инъекции животным некоторых видов бактерий. Берман обнаружил барьерно-фиксирующие проявления иммунитет , выражающиеся в усилении барьерной функции лимфатической ткани у иммунизированного животного. Недостаточно изучена еще роль нервной системы в явлениях иммунитет Большой интерес представляет теория А. Д. Сперанского, стремящегося объяснить явления инфекции раздражением периферических нервных элементов инфекционным агентом. Это раздражение вызывает сложную нервную реакцию, характерную для данного раздражителя. Реакция создается в момент встречи раздражителя с периферическим нервным прибором и затем протекает независимо от действия раздражителя. По мнению Сперанского, проявления инфекционной болезни обязаны своим происхождением тем изменениям, которые инфекционный агент вызвал в нервной сети. Исходя из этих позиций, Сперанский считает активный иммунитет, вызванный повторными воздействиями малых доз специфического агента, результатом тренировки нервной сети к указанному виду раздражения. Пассивная же иммунизация, по мнению Сперанского, может оказаться эффективной лишь до того времени, пока токсин не успол нанести нервным элементам непоправимых повреждений. Когда же ис-точником раздражения становятся сами поврежденные нервные элементы, применение сывороточного лечения уже бесполезно. Роль соединительной ткани в иммунитет демонстрируется, с одной стороны, явлениями «анти-диффузионного» П., препятствующего действию диффузионного фактора (фактор Дюран-Рейнальса, содержащийся в стрептококках, стафилококках и других бактериях), с другой стороны, деятельностью ретикуло-эндотелиальной системы, клеткам которой принадлежат существенная роль как в образовании антител, так и в очищении организма от микробов. Отсюда предложение Богомольца о применении цитотоксической сыворотки, активирующей в малых дозах клетки ретикуло-эндотелиальной системы.
Безредка предполагал, что для каждого патогенного микроба имеются в организме чувствительные органы. Потеря чувствительности восприимчивого органа приводит к резистентности всего организма в целом. Таким образом, Безредка заменил учение об общем иммунитет учением о местном иммунитете, а проблему общей иммунизации – проблемой иммунизации восприимчивого органа – местной иммунизацией. Теория Безредки в ее полном виде не нашла подтверждения и отрицается современными иммунологами. Механизм иммунизации по Безредке против кишечных инфекций, как это доказано многочисленными исследователями, заключается в образовании общего иммунитет вследствие прохождения антигена через кишечную стенку в кровь. Однако возможность местной иммунизации, т.е. увеличения специфической или неспецифической резистентности отдельного участка тела или органа, подтверждается рядом исследователей. При энтеральной иммунизации нельзя отрицать возможности местного увеличения резистентности стенки кишечника. Безредка считал, что в микробных клетках находится специфическое вещество – «антивирус», нетоксичное, способное действовать на чувствительные клетки и лишать их чувствительности к ядовитым веществам микроба. Антивирусотерапия рекомендовалась Без-редкой для лечения стафилококковых и стрептококковых инфекций. В качестве антивируса применяется фильтрат многодневной бульонной культуры соответствующих микробов, в котором, по мнению Безредки, находится большое количество освобожденного из микробных клеток антивируса. Нет, однако, серьезных оснований для признания существования особого вещества «антивируса». Успешные результаты, получаемые в некоторых случаях при антивиру сотерапии, можно объяснить неспецифическим повыше-нием местной резистентности, обусловленным действием растворенных антигенов или других микробных веществ, находящихся в фильтрате культур.