Токсикология и медицинская защита

Наука » Медицина » Медицина катастроф
В настоящее время ядерное оружие находится на вооружении армий развитых в экономическом отношении государств. Однако проблема радиационной опасности этим обстоятельством не исчерпывается. Авария на Чернобыльской АЭС показала реальность катастрофических последствий, к которым может привести «мирный атом». В России действует 7 АЭС с 25 реакторами, кроме того, в городах Воронеже и Нижнем Новгороде построены 2 станции теплоснабжения для обеспечения населения горячей водой и теплом, 113 исследовательских ядерных установок находятся в научных учреждениях.
При нахождении населения на следе радиоактивного облака ядерного взрыва или местности загрязненной продуктами ядерного деления при радиационных авариях и катастрофах возможны поражения как в результате внешнего гамма-излучения, а также от попадания радиоактивных веществ (РВ) внутрь организма через органы дыхания и желудочно-кишечный тракт.
По общему выходу и заражению местности цезием-137 разрушение одного ядерного реактора эквивалентно взрыву 50-100 ядерных боеприпасов мощностью 1 Мгт каждый. При воздействии высокоточного оружия на реактор АЭС наиболее сильное радиоактивное заражение местности будет наблюдаться в случае полного испарения активной зоны. К еще более серьезным последствиям приводит разрушение высокоточным оружием бассейна выдержки отработавшего горючего или хранилища высокоактивных отходов.
Следует отметить, что в условиях вооруженного конфликта радиационная опасность, связанная с разрушением объектов ЯТЦ, вероятно, не будет являться одним из главных поражающих факторов, однако в период послевоенного восстановления длительное радиоактивное заражение территории может привести к очень тяжелым последствиям.

Физико-химические и токсические свойства метилового спирта, этиленгликоля, дихлорэтана, трихлорзтилена, бензина, керосина, смазочных масел.

Наука » Медицина » Медицина катастроф
Метиловый спирт /метанол, карбинол, древесный спирт - бесцветная, прозрачная, малолетучая жидкость, обладает винным запахом и вкусом. Удельный вес 0,79,температура плавления мине 97°С, температура кипения 65°С.Хорошо смешивается с водой, этиловым спиртом и другими спиртами. Применяется в качестве компонента топлив для двигателей, составной части антифризов.
Наиболее часто отравление возникает при приеме метанола в целях опьянения. Реже встречается производственные отравления парами. Смертельная доза метанола при 3-приеме внутрь колеблется от 30 до 500 мл, ПДК – 5.
Метиловый спирт яд кумулятивного действия, В начальный период интоксикации он действует как наркотик, вызывает эйфорию, а затем угнетение ЦНС. Значительная часть метанола выделяется в неизменном виде с выдыхаемом воздухом и с мочой. Меньшая часть медленно окисляется в печени и почках. В присутствии фермента алкогольдегидрогеназы последовательно образуются высокотоксичные соединения формальдегид и муравьиная кислота, которая в свою очередь окисляется до углекислоты и воды в лимонном цикле Кребса.
При этом возникает "чрезмерная" нагрузка на ферменты цикла и затрудняется воспроизводство АТФ.
Формальдегид не только подавляет гликолиз. Он избирательно денатурирует белки в тканях зрительного нерва.
Муравьиная кислота мощный восстановитель. Она поглощает в тканях кислород и вызывает тканевую гипоксию, нарушает гемодинамику, вызывает отек сетчатки, парез глазодвигательных мышц.

Особенности местных лучевых поражений в результате наружного заражения кожных покровов радионуклидами

Наука » Медицина » Медицина катастроф
При ядерных взрывах и авариях (разрушениях) на объектах атомной энергетики происходит радиоактивное загрязнение местности. По мере выпадения радиоактивных частиц на местность нарастает дистанционное воздействие ?-излучения на личный состав, находящийся на загрязненной территории. В этом случае источник излучения имеет как бы объемный характер и излучение воздействует на человека со всех сторон относительно равномерно. От воздействия же ?-излучения, характеризующегося существенно меньшей проникающей способностью, в первую очередь будут страдать открытые участки тела. В случае скопления радиоактивной пыли у воротника, поясного ремня, в сапогах за счет ?-частиц высокой энергии (до 2—5 МэВ) могут поражаться и кожные покровы под обмундированием. В связи с этим, одной из отличительных особенностей ?-лучевых ожогов кожи является весьма пестрая топография поражений, обусловленная неравномерностью загрязнения поверхности тела радионуклидами.
По сравнению с ?- и ?-нейтронным излучением ?-излучение вызывает более легкие, как правило, поверхностные, местные поражения. Даже если ?-ожоги протекают в буллезной или некротической форме (лучевые ожоги II и III степени тяжести), а по распространенности превышают 80% поверхности тела, сами по себе они не могут вызвать летального исхода у пострадавшего. Наряду с низкой проникающей способностью ?-излучений, еще одной важной причиной относительно благоприятного течения лучевых ожогов кожи от наружного заражения является то, что клинически они всегда проявляются разновременно: к тому времени, когда ожог возникает на частично экранированных или закрытых участках тела, на открытых поверхностях он уже проходит обратное развитие.
На участках кожи, где доза ?-облучения составила 12—30 Гр, к концу 3-й нед возникает застойная гиперемия, сменяющаяся сухой десквамацией, нарушением пигментации. Заживление наступает спустя 1,5—2 мес.

Местные лучевые поражения слизистых оболочек

Наука » Медицина » Медицина катастроф
В условиях внешнего у- или ?-нейтронного облучения высокой мощности дозы наряду с лучевыми реакциями кожи могут наблюдаться и радиационные поражения слизистых оболочек (мукозиты, лучевые эпителииты). Наибольшей радиочувствительностью среди слизистых оболочек отличаются неороговевающий эпителий мягкого неба и небных дужек. Его радиационное поражение получило специальное наименование — лучевой орофарингеальный синдром. Он проявляется в виде гиперемии, отека, очагового и сливного эпителиита, нарушений слюноотделения (ксеростомия), болей при глотании и прохождении пищи по пищеводу, а при облучении гортани — явлений ларингита.
Пороговой для развития лучевого орофарингеального синдрома считается доза 5—7 Гр. Спустя 4—8 ч после облучения можно обнаружить преходящую сосудистую реакцию слизистых оболочек ротоносоглотки, проявляющуюся в виде покраснения, отека, опалесценции, появления отпечатков зубов.
При облучении в дозах порядка 10 Гр и выше после латентного периода развиваются поражения слизистых оболочек ротоносоглотки различной степени тяжести.
При орофарингеальном синдроме I степени тяжести период разгара наступает спустя 2 нед после облучения. Он проявляется в виде застойной гиперемии с синевато-синюшным оттенком, отечности и мелких единичных эрозий на слизистой оболочке мягкого неба и небных дужек. Нормализация состояния слизистых оболочек наступает в течение 2 нед.

Местные лучевые поражения кожи

Наука » Медицина » Медицина катастроф
Одной из наиболее распространенных форм местных радиационных поражений при внешнем облучении являются лучевые дерматиты. Они развиваются в результате неравномерного радиационного воздействия при взрывах ядерных боеприпасов и при авариях на атомных энергетических установках, а в повседневных условиях могут быть следствием рентгено- или ?-терапии опухолей и неопухолевых заболеваний. Наиболее частой локализацией местных лучевых поражений кожи являются лицо, кисти рук (пальцы) и передняя поверхность бедер.
Для правильного понимания радиобиологических эффектов, проявляющихся при лучевых дерматитах, необходимо знать, что нормальная кожа состоит из эпидермиса, который представляет собой типичный пример системы клеточного самообновления, и собственно дермы. Кровь к эпидермису не подходит, его питание осуществляется за счет диффузии кислорода и питательных веществ из капилляров, расположенных в ни-жележащей дерме. Толщина кожи в среднем составляет 2 мм, эпидермиса — 0,1 мм, дермы — 1,9 мм.
Эпидермис состоит из пяти слоев клеток, каждый из которых представляет собой определенную стадию дифференцировки эпителиальных элементов. В порядке физиологической смены эпителиальных клеток в эпидермисе различают: базальный (или зародышевый) слой, слой шиповатых клеток, слой зернистых клеток, элеидиновый (или блестящий) слой, роговой слой. Полный цикл обновления клеток эпидермиса составляет, в зависимости от локализации, от 4—5 до 14—20 сут. Основная масса стволовых клеток кожи (и около 70% всех пролиферирующих клеток) расположена в базальном слое эпидермиса на глубине чуть менее 200 мкм от поверхности кожи. По мере размножения и созревания клетки эпидермиса поднимаются от базального слоя к поверхности кожи, формируя роговой слой. Роговой слой составляет примерно четвертую часть толщины эпидермиса. Его толщина в разных участках кожи колеблется от 10 до 20 мкм, а наибольшей толщины (до 200 мкм) он достигает в эпидермисе ладоней и подошв.

ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЯ В ОЧАГЕ ХИМИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ

Наука » Медицина » Медицина катастроф
Мероприятия по ликвидации последствий в очаге химического поражения проводятся силами и средствами командования, химической, медицинской и инженерной служб. При подозрении или установлении применения противником химического оружия прежде всего подается сигнал оповещения о химическом заражении.
Характер использованного противником ОВ и границы очага устанавливаются химической службой. Химическая служба также обязана проводить прогнозирование химической обстановки, то есть определить границы распространения волны отравленной атмосферы и стойкость ОВ на местности, через командование дать сигнал оповещения а заражении подразделениям, которые могут оказаться на следе распространения ОВ.
Первая медицинская помощь пораженным оказывается в порядке само- и взаимопомощи с использованием индивидуальных средств первой помощи, имеющихся у каждого военнослужащего, а также санинструктором роты, батальонными медицинскими пунктами и нештатными (боевыми) санитарами подразделений.
Медицинская служба (МПП, омедб) высылает в очаг дополнительные силы и средства (транспорт, антидоты, противохимические пакеты, ШР и т. д.).
Первая медицинская помощь заключается в надевании противогаза или замене неисправного на исправный, применении антидотов из шприц-тюбиков, ШАМ, проведении частичной специальной обработки, производстве искусственного дыхания, наложении повязки при комбинированных поражениях и других мер.

ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ В ЯДЕРНОМ ОЧАГЕ ПОРАЖЕНИЯ

Наука » Медицина » Медицина катастроф
Ликвидацию последствий в ядерном очаге организуют командиры и штабы при участии всех служб. Для этих целей приказом командира части (соединения) создается отряд по ликвидации последствий в ядерном очаге, в состав которого входят командир отряда-офицер, войсковые подразделения (отделение, взвод), химики-дозиметристы, представители различных служб и медицинской службы (санинструктор, фельдшер, санитары). Отряду при дается транспорт (грузовые и боевые машины), средства оказания первой медицинской помощи (СМВ, аптечки индивидуальные, шины, жгуты и т. д) и другое оснащение.
Характер и объем мероприятий в очаге зависят от вида и мощности взрыва, санитарных потерь, вида боевых действий. Спасательные работы немедленно начинаются силами и средствами пострадавших подразделений и частей, сохранивших способность выполнять какие-то работы. Затем в очаг прибывает отряд по ликвидации последствий. Главные задачи спасательных работ - тушение пожаров, расчистка подъездов и проходов, спасение людей из-под завалов и поврежденной техники, оказание первой медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их, спасение боевой техники, ликвидация аварий водопроводов, электроснабжения и т. д.
Личный состав прибывающего отряда и медицинских подразделений заранее принимает таблетки цистамина, получает заряженные дозиметры ДКП-50А, у всех должны быть дозиметры ИД-11. При работе на зараженной территории используют респираторы и ОКЗК. Продолжительность работы регламентируется в зависимости от уровня радиации (не допуская облучения свыше допустимых доз).

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ЗАЩИТЫ

Наука » Медицина » Медицина катастроф
Мероприятия по медицинской защите являются обязательным элементом медицинского обеспечения роты, батальона, полка, дивизии во всех видах боевой деятельности войск и включаются в решение и план медицинского обеспечения предстоящих боевых действий. Эти мероприятия планируются начальником медицинской службы части (соединения), затем утверждаются командиром части (начальником тыла соединения).
В подготовительный период к бою начальник медицинской службы, получив указания командира на предстоящие боевые действия и указания вышестоящего медицинского начальника, начинает выработку решения на медицинское обеспечение боевых действий, в том числе по медицинской защите.
При уяснении задач и необходимо учитывать указания командира, возможности и вероятность применения противником оружия массового поражения.
При оценке обстановки уясняются вероятные рубежи и сроки применения оружия массового поражения (ОМП), обеспеченность средствами защиты, готовность и уровень организации противоядерной и противохимической защиты, состояние боеготовности с учетом ранее полученных доз облучения личного состава, следует оценить радиационную и химическую обстановку, санэпидсостояние, возможные изменения обстановки, характер местности и боевых действий. При этом широко используется информация, получаемая от командира и начальника химической службы. На основании этих данных делаются выводы о возможных санитарных потерях от ОМП, при преодолении территории, зараженной РВ или ОВ, необходимых профилактических мероприятиях, организации медицинской защиты. В настоящее время нет конкретных данных для проведения расчетов санитарных потерь от ядерного оружия непосредственно в подразделениях и частях. Можно только предполагать, что по передовым частям войск будут применяться ядерные и нейтронные боеприпасы сверхмалого и малого калибра и при соответствующем рассредоточении войск одним ударом могут быть «накрыты» одна или две роты. Санитарные потери в химическом очаге можно примерно рассчитать при оценке химической обстановки.
В период подготовки к бою или в межбоевые периоды в пред видении применения противником ОМП необходимо выполнить примерно следующие мероприятия по медицинской защите (вариант).

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ

Наука » Медицина » Медицина катастроф
В условиях применения противником средств массового поражения работа медицинской службы будет в значительной степени затруднена. Это объясняется массивностью, одномоментностью и тяжестью санитарных потерь, зараженностью территории и людей, сложностью санитарно-эпидемиологической обстановки. Санитарные потери будут массовыми, более тяжелыми, чем от огнестрельного оружия, одномоментными, комбинированными, очаговыми, то есть будут концентрироваться в очагах ядерного поражения, радиоактивного и химического заражения.
Санитарные потери в химическом очаге могут сильно колебаться в зависимости от вида ОВ и мер противохимической защиты.
Особо важную роль приобретает само- и взаимопомощь в очагах массовых потерь и помощь вспомогательных (нештатных) санитаров, так как специальные команды, выделяемые для лик-видации последствий в очагах, могут прибыть труда не ранее, как через несколько десятков минут, между тем во многих случаях только немедленное оказание помощи может спасти жизнь пораженного. Санитарные инструкторы рот и батальонные медицинские пункты почти всегда будут работать в очаге, на зараженной территории, в отравленной атмосфере в противогазах, защитной одежде, перчатках. Примерно в 2 раза затрудняется и замедляется их работа.
Нередко МПП, омедб (ОМО) и даже госпитали могут оказаться на зараженной территории. В зараженной атмосфере нельзя проводить оперативные вмешательства и другие манипуляции, которые приводят к проникновению ОВ в организм. Весь персонал должен работать в противогазах и защитной одежде. Заражению подвергается также медицинское имущество. Могут быть заражены пути эвакуации раненых и больных. Необходимо принимать меры защиты самих медицинских пунктов и госпиталей. Увеличиваются потери личного состава медицинской службы, могут быть полностью выведены из строя медицинские подразделения и части.

МЕДИЦИНСКАЯ ЗАЩИТА ВОЙСК, ЗАЩИТА ЧАСТЕЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ

Наука » Медицина » Медицина катастроф
Средства медицинской защиты от оружия массового поражения
Средства медицинской защиты можно разделить на две категории: 1) средства, выдаваемые личному составу войск, формированиям гражданской обороны и населению; 2) средства, используемые силами медицинской службы при оказании медицинской помощи и проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий.
К первой Группе относятся индивидуальные перевязочные пакеты, индивидуальные противохимические пакеты (ИПП), индивидуальные аптечки, таблетки для обеззараживания воды во фляге. Весь личный состав должен знать их и уметь своевременно и правильно пользоваться ими.
Индивидуальная аптечка (АИ-2) в пластмассовом футляре с гнездами предназначена для оказания первой медицинской помощи в порядке само- и взаимопомощи.
В гнезде № 1 – средство при отравлении ФОВ, раствор будаксин в шприц-тюбике, вводится под кожу немедленно при появлении начальных симптомов поражения. Гнездо N, 2 - фенозепам. В гнезде № 3 - противоболевое средство, шприц-тюбик с 1 % раствором промедола, вводится подкожно при тяжелых ранениях, переломах костей, ожогах в качестве противошокового средства. В гнезде №, 4 - в двух пеналах вложено радиозащитное средство цистамин 12 таблеток по 0.2 г. принимается 6 таблеток за 20-40 мин до вероятного облучения (по сигналу «Угроза радиоактивного заражения» или перед въездом на зараженную территорию). Срок эффективного действия 4-5 ч. В Гнезде М 5 - антибиотик хлортетрациклин 10 таблеток по 100000 Ед, принимается при ранениях, ожогах; при подозрении на особо опасную инфекцию - 5 таблеток через 6-8 ч повторно. Гнездо № 6 П-6 тарен. В гнезде №, 7 - противорвотное средство этаперазин, 5 таблеток по 0.006 г. Принимается при радиационных поражениях (1-2 таблетки), а так же при ранениях головы, сопровождающихся рвотой.
Ко второй группе средств медицинской защиты относится многочисленные лекарственные средства, антидоты и средства дли лечения радиационных поражений в Комплектах В-З (спец.помощь), УТ (укладка токсикологическая), СОВ, ФОВ, ЛУЧ и другие, противогазы со шлемом ШР, средства специальной обработки и индикации ОВ, дозиметрические приборы и т.д.

ПОНЯТИЕ О ЗАЩИТЕ ОТ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ЗАЩИТЕ

Наука » Медицина » Медицина катастроф
Появление оружия массового поражения резко изменяет военную тактику. Особо важное значение приобретает защита от оружия массового поражения, которая прежде всего предусматривает противоядерную, а также противохимическую, противобактериологическую защиту. Мероприятия по защите от оружия массового поражения должны организовывать и проводить все командиры и начальники всегда, в любых условиях боевой деятельности.
Основными элементами защиты от оружия массового поражения являются: обнаружение и уничтожение средств массового поражения противника; рассредоточение и маскировка войск и населения, периодическая смена районов расположения войск, умелое применение защитных свойств местности и боевой техники; инженерное оборудование боевых позиций (траншеи, окопы, щели, блиндажи, убежища); обеспечение личного состава индивидуальными средствами защиты и средствами оказания первой помощи, также профилактическими средствами (ИПП, шприц-тюбики, противолучевые таблетки); прогнозирование и оценка радиационной, химической и эпидемиологической обстановки; ведение радиационной, химической и эпидемиологической разведки; оповещение войск и населения о радиоактивном, химическом заражении; умелые действия войск на зараженной территории и при преодолении зараженных участков местности; контроль облучения личного состава; ликвидация, последствий применения противником оружия массового поражения (восстановление боевого порядка, организация спасательных работ, оказание первой помощи пораженным и раненым, эвакуация их и лечение, контроль радиоактивного заражения и организация специальной обработки личного состава и пораженных и т. д.).

Физико-химические и токсические свойства нитробензола

Наука » Медицина » Медицина катастроф
Физико-химические и токсические свойства нитробензола. Механизм действия, патогенез интоксикации. Клиника поражения. Антидотная и симптоматическая терапия. Содержание и организация оказания пораженным в очаге и на этапах медицинской помощи.
Нитробензол – слегка маслянистая бесцветная жидкость с запахом и вкусом горького миндаля. Хорошо растворим в спирте и эфире, в жирах и воде почти не растворяется. Используется в химической промышленности для получения анилина, красителей, в парфюмерной, мыловаренной промышленности (пахучее вещество), а также при производстве взрывчатых веществ.
Механизм действия и патогенез интоксикации при поражении нитробензолом.
Действие амино и нитросоединений бензола и его гомологов на организм политропно. Патогенез интоксикации изучен недостаточно.
Острые интоксикации приводят к поражению ЦНС, метгемоглобинообразованию, гемолизу, хронические к повреждению паренхиматозных органов, преимущественно печени, мочевыводящих путей, органа зрения.
В организме человека гемоглобин постоянно окисляется не только до оксигемоглобина, небольшая часть его окисляется до метгемоглобина. Метгемоглобин очень прочно связывается с кислородом. Эта форма окисленного гемоглобина непригодна для транспорта кислорода в ткани. В норме количество метгемоглобина в эритроцитах не более 1,0-2,5% от общего содержания гемоглобина.
Реакция восстановления осуществляется метгемоглобиновосстановливающей системой. Эндогенными и стимуляторами образования метгемоглобина являются пероксиды как естественные продукты обмена веществ, а также продукты распада белков в кишечнике происходящего под влиянием бактериальной флоры. Наряду с этими веществами имеются много химических соединений, которые попадя в организм извне могут проникать через мембрану эритроцитов и окислять гемоглобин до метгемоглобина. Такими свойствами обладают соединения бензола.