ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

Наука » История » Всемирная история
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

Давным-давно высоко под облаками в смер­тельном поединке схватились бог Индра и демон Вритра. Искусно владея палицей, спра­ведливый Индра, Царь Вселенной, сокрушил во­оружённого золотым топором коварного демона,

сотворённого из плоти и огня. Топор поверженного Вритры упал на Землю между Китаем и Индией, и на месте его падения образовалась Суварнабхуми — Золотая земля.

Так повествует легенда. На наших картах этот

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ


Танец с бамбуковыми шестами — один из самых популярных у народов стран Юго-Восточной Азии.


район включает территории Индокитайского полу­острова и островов Суматра и Ява. Материк и ост­рова разделены узким Малаккским проливом. В сознании людей, населявших эти территории, суша подчинялась морю, связывавшему два великих ис­точника жизни — Индию и Китай, и вдоль морских торговых путей возникли большие государства. Мы называем этот регион Юго-Восточной Азией.

Слава о Золотой земле разлетелась по всему све­ту, поражая воображение путешественников и ис­кателей приключений. В этих рассказах соседст­вовали правда и вымысел. Говорилось о золотых островах с несметными богатствами, где добывают черепашьи панцири, о серебряном городе и плодо­родной земле, населённой каннибалами и хвоста­тыми людьми, о стране высоких каменных башен, крытых золотом и серебром, стране царей, разъез­жающих на слонах, и людей, клеймящих свои лица раскалённым железом. В своём знании о подлинной жизни живущих тут людей историки опираются на древние китайские хроники, материалы местных летописей и надписей. Среди множества рождав­шихся и умиравших государств самые могущест­венные наиболее ярко выражают самобытность культуры этого региона.

Одним из первых крупных государств Юго-Восточной Азии была Фунань, расположенная на юге Индокитайского полуострова. Её столица находи­лась в нижнем течении реки Меконг. Население Фунани возводило ирригационные сооружения, осушало и засевало земли в заболоченной дельте Меконга, изготовляло хлопчатобумажные ткани. Обычным жилищем фунаньцев был дом на сваях. Они славились как искусные строители больших лодок, предназначенных для морских грузовых пе­ревозок. Высоко ценились в соседних странах фунаньские изделия из стекла, золотые и серебряные украшения. Правили страной могучие цари, кото­рые называли себя владыками гор.

Наивысшего расцвета Фунань достигла в III в. н. э., сделавшись самой мощной державой Юго-Восточной Азии. Она контролировала морские торго­вые пути, ведущие из Индии в Китай.

Историки считают, что Фунань возникла в ре­зультате индийской колонизации прибрежных районов. Первыми здесь появились купцы. По про­ложенным ими путям в Фунань в поисках богатства и власти устремились разорившиеся отпрыски знатных индийских родов и представители брахма­нов. Многие из них брали в жёны девушек из вла­детельных фунаньских семей и становились таким образом основателями местных династий. Они при­несли в Фунань и свою веру в то, что общение с высшими существами происходит через жрецов — брахманов.

Фунань процветала до середины VI в. Затем её мощь и влияние стали слабеть, и в начале VII в. она пала под ударами соседнего государства Ченла. По­велитель Ченлы Ишанаварман I был царём-воином, стремившимся не только к контролю над морскими путями, но и к расширению своего государства. Соз­данная им империя объединяла враждующие между собой княжества, населённые кхмерскими племена­ми. В начале VIII в. она распалась на Сухопутную Ченлу и Водную Ченлу. Каждая из них представля­ла собой пёструю смесь независимых и полузависи­мых государств и княжеств. Через два века они объ­единились в единое Ангкорское государство вокруг небольшого кхмерского княжества. Владыка этого княжества Джайяварман II основал культ бога-ца­ря: на горе Пхномкулен над ним был совершён свя­щенный обряд и Джайяварман II был провозглашён чакравартином — монархом вселенной. Затем он построил новую столицу — Ангкор. При Джайявармане II страна стала называться Камбоджей (второе название — Ангкор). Его царственный последова­тель сумел объединить под своей властью всю до­лину Меконга.

Возникновение великого Ангкорского государст­ва неразрывно связано с буддизмом. Буддизм опре­делил культурное лицо Камбоджи, придав ему не­повторимое своеобразие. По преданию, царская ди­настия страны произошла от буддийского отшель­ника по имени Камбу и небесной танцовщицы Меру. В стране был воздвигнут замечательный памятник кхмерской архитектуры — храм Ангкорват.

В конце IX в. при Яшовармане I Ангкорское го­сударство укреплялось, строились буддийские мо­настыри, на месте прежнего Ангкора была заложена новая столица. В то же время приступили к соору­жению грандиозной системы орошения. Весь район был поделён на квадраты рисовых полей. Мощные водохранилища обеспечивали регулируемую подачу воды на поля круглый год. Водоёмы для накопления влаги не выкапывались, а создавались с помощью насыпей. Поддержание и развитие оросительной системы сделалось важнейшей обязанностью ангкорских царей. Многие из них вошли в историю как строители не только храмов, но и ирригационных сооружений. Сельское хозяйство требовало слажен­ной работы, поэтому крестьянам было удобно жить и работать общинами. Земледельцы собирали по три полноценных урожая в год и почти не зависели от погодных условий. Им было что везти в королевский дворец и храмы. Поэтому ангкорские цари заботи­лись и о состоянии дорог. Но не только во дворец и храмы тянулись обозы с зерном и маслом. 938 де­ревень несли совершенно необычную в наших гла­зах повинность — они снабжали продуктами 102 лечебницы, расположенные по всей стране, и не­сколько госпиталей в столице. В каждой лечебнице было 2 врача, 7 ассистентов, 14 медсестёр, 2 повара и 6 служителей. Устройство лечебниц и перечень медикаментов, которые использовали камбоджий­ские врачи, позволяют считать, что медицина Древ­ней Камбоджи не уступала медицине Европы того времени, а может быть, и превосходила её.

С XIII в. начинается медленное угасание Ангкорского государства. В XIV в. Ангкор был захвачен чужеземными племенами сиамцев. Согласно леген­де, после семимесячной безуспешной осады города сиамский царь приказал стрелять серебряными монетами. Защитники Ангкора бросились собирать монеты, и сиамские воины ворвались в осаждённый город.

Почти одновременно с Ангкорской империей на территории современной Мьянмы возвысилось го­сударство Паган. В китайских хрониках его исто­рия исчисляется со II в. н э. В XI в. мудрый и про­свещённый царь Аноратха объединил все мьянманские земли и сделал Паган столицей империи. Аноратха старался упрочить в стране буддизм, с ко­торым в Мьянму пришла письменность. Ради этого он завоевал царство на юге от Пагана, в котором хранились священные рукописи. Жители этого царства были обращены в рабство. С помощью ты­сяч рабов Аноратха воздвиг в долине реки Иравади прекрасные буддийские храмы (пагоды). Паган поддерживал широкие торговые связи с Индией и Китаем. Сюда приезжали обучаться наукам из дру­гих стран. В пору своего расцвета столица государ­ства утопала в зелени садов. Город украшали 4 млн. больших и малых пагод. Самым крупным сооруже­нием был храм Табинью, символизировавший все­ведение Будды. Дошедший до нас первый памятник мьянманской письменности — плита царя Нарапатиситу, жившего на рубеже XI—XII вв., — сооб­щает о строительстве дамб, оросительных каналов и пагод, военных походах. Паганское царство знало уголовное и гражданское право. Существовали три судебные инстанции: высший суд с участием царя, низший и апелляционный суды.

Юридическая практика сводилась главным об­разом к примирению сторон. Судебные заседания проходили с участием двух-трёх судей, которые по­переменно уговаривали противников пойти на при­мирение. Если это удавалось, то в знак подтверж­дения согласия истец и ответчик публично жевали зелёные листья чая и полюбовно расходились. Сви­детель клялся говорить только правду, водрузив над головой образ Будды. Порою судили споривших «всем миром», и тогда дело решалось посредством физических испытаний. Побеждал тот, кто мог дольше не дышать под водой или быстрее съесть порцию риса. При равном исходе заставляли поло­скать рот, и виновным считался тот, у кого обнар­уживали хотя бы одну застрявшую рисинку. Иног­да истину добывали в буквальном смысле слова ка­лёным железом. Считалось, что у правого останется меньше ожогов на руках после погружения их в расплавленный свинец. Никто не ставил под сом­нение справедливость судей, однако большинство предпочитало избегать подобного правосудия. Про­ще было пойти на примирение, чем подвергать себя страшным и унизительным испытаниям.

Паганское царство оставило замечательные об­разцы художественных ремёсел.

Почти 300 лет просуществовало это государство, пока не пало под натиском монгольских полчищ хана Хубилая, внука Чингис-хана. Марко Поло, отважный венецианский купец и путешественник, был очевидцем победы монгольской конницы над фунаньскими воинами, сидевшими на спинах не­поворотливых слонов. После ухода монголов Паган лежал в руинах.

В это время на противоположной стороне Малаккского пролива возвысилась новая морская держа­ва — Шривиджайя, занимавшая восточную часть острова Суматра в районе современного Палембанга. Первоначально она была одним из небольших государств Малайского архипелага. Когда пала ки­тайская династия Хань, и Поднебесная ослабела, Шривиджайя перестала посылать посольства к им­ператорскому двору и попыталась завоевать главен­ствующее положение в Южных морях. К концу VIII в. Шривиджайя установила своё господство над Малаккским и Зондским проливами. Это обе­спечило ей контроль над путями, связывавшими Китай, Восточный и Южный Индокитай и Малай­ский архипелаг с Индией и арабскими странами. Арабские авторы пишут, что Шривиджайя дикто­вала свою волю не только островным, но и матери­ковым государствам. В конце VIII в. царь Ченлы дерзко потребовал, чтобы ему принесли голову ма­хараджи Шривиджайи. В ответ махараджа послал в Ченлу флот, взял в плен царя Ченлы, отрубил ему голову, забальзамировал её и отправил в специаль­ной урне преемнику царя.

Шривиджайя была самым сильным государст­вом Юго-Восточной Азии X—XI вв., обладавшим мощным флотом и огромными богатствами. Её мо­гущество основывалось прежде всего на широких торговых связях. Китайский чиновник, описывав­ший географию стран Южных морей, ставил Шривиджайю по богатству товаров на третье место после арабских стран и Явы. Шривиджайя являлась центром буддизма. Однако в начале XI в. она столк­нулась с усиливающимся государством Чолов в Ин­дии, которое тоже претендовало на господство над морскими путями и совершило опустошительный набег на Шривиджайю. После него она уже не смог­ла оправиться и к XIV в. окончательно распалась.

XIII в. явился веком перемен для Юго-Восточной Азии. Монгольское нашествие, двигавшееся с северо-запада, захватило не только материк, но и острова. На Индокитайском полуострове значи­тельную силу обрели тайские народы, жившие там и ранее. Они создали ряд княжеств, крупнейшим из которых в конце XIII в. было княжество Сукхотаи (Сиам), погубившее великолепие Ангкорской империи. В ходе драматических событий на острове Ява полчища хана Хубилая были изгнаны, и здесь началось быстрое усиление государства Маджапахит. Первые годы царствования его создателя ма­хараджи Кертараджасы были спокойными. Он раз­давал чины и привилегии своим сторонникам, а са­мого себя называл «великим властелином всей Явы, повелителем всей Двипантары (Индонезии)». Однако политике централизации сопротивлялись правители мелких государств, решившиеся на мя­теж, который был жестоко подавлен. Большую роль в этом сыграл начальник личной охраны мо­нарха Гаджа Мада. С его фигурой связан короткий период наивысшего расцвета государства. Под его предводительством Маджапахит подчинил себе не только острова Индонезии, но и часть Малаккского полуост­рова. В стране процветали сельское хозяйство и ремёсла. Рис выращивали на террасных полях. Поощрялось развитие науки и искусства. Повелитель осыпал придворных архитек­торов и поэтов милостями. По­лучили распространение про­изводство батиковых тканей и кузнечное искусство, особенно изготовление кинжалов-крисов.

После смерти Гаджа Мады империя стала приходить в упадок. В начале XV в. вспых­нула война за престолонасле­дие, в результате которой Маджапахит потерял большую часть своих владений на Су­матре и Малаккском полуост­рове. В этот смутный период в истории Маджапахита сюда проникает ислам. Мел­кие прибрежные государства нашли в новой рели­гии поддержку в своей борьбе против центральной власти. Простота догматов, учение о равенстве пра­воверных перед единым богом (Аллахом), взаимо­помощи среди единоверцев открывали исламу все границы. В начавшейся войне погиб последний царь Маджапахита.

В Юго-Восточной Азии существовал другой ис­точник ислама — Малаккский султанат. Он сде­лался признанным центром мусульманской рели­гии, откуда она распространялась по всему региону. Его основателем считают потомка махараджи Шривиджайи принца Парамешвару. Принц, вынужден­ный бежать со своей родины, обосновался на Малаккском полуострове. Собственно, название этого полуострова, которым мы уже пользовались, по­явилось благодаря тому, что принц основал на этой земле новый город — Малакку. Чтобы поддержать свой авторитет, в начале XIV в. новый правитель посетил Китайскую империю, где встретил пыш­ный приём. Однако торговые и политические инте­ресы заставили его обратить свой взор к мусульман­ским странам. В 1414 г. он перешёл в ислам и при­нял имя Искандер-шах.

Наибольшего расцвета государство достигло при правителе Тун Пераке во второй половине XV в. При нём Малакка стала крупнейшим портом Юго-Восточной Азии, одним из центров мировой торгов­ли. Умеренные торговые пошлины, строгое соблю­дение законов и льготы для иностранных купцов привлекали в Малакку многих торговцев и искате­лей приключений. Здесь можно было встретить ара­бов из Каира и Адена, индийцев из Гуджарата и Малабара, камбоджийцев и китайцев, жителей ин­донезийских островов. В Малакке, по выражению португальского путешественника, встречались 84 языка. Индийские купцы покупали пряности, кам-

Статуя Будды в сингапурском парке Тигрового бальзама.

фору, ценные породы древесины, батиковые ткани, кинжалы-крисы. Китай торговал шёлком-сырцом и шёлковыми тканями, селитрой, медной и желез­ной посудой.

Успешной была завоевательная политика Тун Перака. К началу XVI в. Малаккский султанат рас­пространил власть на большую часть Малаккского полуострова и Восточную Суматру. Он сумел отра­зить нападения сиамцев. Благодаря исламу Малакка получила возможность познакомиться с сокро­вищами культуры арабо-персидского мира. Шедев­ры малайской литературы созданы именно в эту эпоху. Величайшими малайскими литературными памятниками являются «Седжарах Мелайю» — «Малайские Родословия» — настоящая энциклопе­дия жизни и истории Малакки XV в. и «Сказания о Ханге Туахе» — повествование о легендарном ге­рое.

Однако расцвет портового города, пышность дво­ра, утончённость придворной культуры — всё это держалось на довольно шаткой основе. Малаккский султанат раздирали противоречия между централь­ной властью и местной знатью. Враждой между придворными группировками воспользовались пор­тугальцы, захватившие в 1511 г. Малакку. Падение Малакки ознаменовало начало европейской коло­ниальной экспансии. Так завершился блестящий период средневековой истории Золотой земли.


КНИГИ НА ЛИСТЬЯХ ПАЛЬМЫ

Ценным источником сведений по истории и культуре народов Юго-Восточной Азии являются старинные ману­скрипты. В те давние времена материалом для письма служили листья веерной пальмы. В Индонезии такие ману­скрипты называют лонтарами. Это связки небольших прямоугольных пластин, скреплённых шнуром и раскры­вающихся подобно вееру. Наружные пластины из дерева саво или дерева других ценных пород покрыты искусной резьбой. Текст и рисунки наносились чёрной краской из ламповой сажи и масла ореха кемири с помощью металличе­ского острия. Большим собранием древних лонтаров рас­полагает Балийский музей в Денпасаре. Искусство изготовления лонтаров сохранилось до наших дней. На острове Бали в Индонезии имеются клубы, в которых зани­маются изучением старинных манускриптов и изготовлением их копий. С лонтарами связан один из популярных на Бали праздников — праздник богини знаний Сарасвати. В день праздника перед восходом солнца лонтары выносят из помещений, складывают возле алтарей, посвящённых богине, и священники совершают над ними старинный ритуал.

*

ПРАЗДНИК ВОЗВРАЩЁННЫХ ВОД

Этот праздник отмечается со времени Ангкорской империи. Возникновение его связано с чудом реки Тонлесап. В сезон дождей её воды текут в сторону озера Тонлесап, а в следующие полгода — в обратном нап­равлении. День поворота течения реки и является кульми­национным моментом праздника. Основное его событие — регата на традиционных лодках. В каждой команде — по 25 гребцов, дистанция — до 5 км. Финиш обозначается ротанговым канатом. Победителей награждают призами. Победа в соревнованиях имеет и символическое значение: камбоджийцы верят, что вступившему первым в «возвращённые воды» будет весь год сопутствовать удача.

*

ТУМАСИК — ГОРОД У МОРЯ

Предшественник современного Сингапура — Тумасик (по-явански «город у моря») — известен с VII в. как важный торговый центр империи Шривиджайя. Когда в XIII в. империя распалась, он сделался самостоятельным государством. В XIV в. это самый оживлённый порт Малаккского пролива. Китайские мореходы называли его гавань «пастью дракона». По свидетельству малайской хроники, «слава о городе и его величии разнеслась по всему свету». Центр Тумасика находился на склоне холма, сохранившегося до настоящего времени. Здесь рас­полагались храмовые и дворцовые постройки. В архитек­турном стиле зданий сказалось влияние индо-буддийской культуры. Город был обнесён палисадом и рвом. При радже Шри Пикраме Вире в XIV в. Тумасик был захвачен и полностью разрушен войсками яванской империи Маджапахит.


Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.