ИНКВИЗИЦИЯ

Наука » История » Всемирная история
ИНКВИЗИЦИЯ

Инквизиция — трибунал католической церк­ви, осуществлявший сыскные, судебные и карательные функции; имеет многовековую историю. Возникновение её связано с борьбой про­тив еретиков — тех, кто проповедовал религиозные взгляды, не отвечающие установленным церковью догмам. Первым известным еретиком, сожжённым на костре за свои убеждения в 1124 г., был Пётр из Брюи, требовавший упразднения церковной иерар­хии. Под этот акт ещё не было подведено никакой «правовой» основы. Она стала складываться в кон­це XII — первой трети XIII вв.

В 1184 г. Папа Луций III собрал в Вероне собор, решения которого обязывали священнослужителей собирать сведения об еретиках и проводить их ро­зыск. Согласно папской булле, кости ранее умер­ших еретиков, как оскверняющие христианские кладбища, подлежали эксгумации и сожжению, а имущество, унаследованное кем-либо из близких, — конфискации. Это была своего рода прелюдия появления института инквизиции. Общепризнан­ной датой его создания является 1229 г., когда цер­ковные иерархи на своём консилиуме в Тулузе объ­явили о создании трибунала инквизиции, предназ­наченного для сыска, суда и наказания еретиков. В 1231 и 1233 гг. последовали три буллы Папы Гри­гория IX, обязывавшие всех католиков претворять в жизнь решение тулузского консилиума.

Церковные карательные органы появились в Италии (за исключением Неаполитанского коро­левства), Испании, Португалии, Франции, Нидер­ландах, Германии, в португальской колонии Гоа, а после открытия Нового Света — в Мексике, Бра­зилии и Перу.

После изобретения книгопечатания Иоганном Гутенбергом в середине XV в. трибуналы инкви­зиции фактически взяли на себя функции цензоров. Год от года пополнялся список запрещённых книг

и к 1785 г. составил свыше 5 тыс. наименований. Среди них — книги французских и английских просветителей, «Энциклопедия» Дени Дидро и др.

Наиболее влиятельной и жестокой инквизиция оказалась в Испании. По существу представления об инквизиции и инквизиторах сложились под вли­янием сведений о преследованиях и расправах с еретиками, связанных с именем Томаса де Торкемады, с его жизнью и деятельностью. Это самые мрачные страницы истории инквизиции. Личность Торкемады, описанная историками, теологами, врачами-психиатрами, и по сей день вызывает ин­терес.

Томас де Торкемада родился в 1420 г. Его дет­ство и отрочество не оставили свидетельств серьёз­ных душевных потрясений и отклонений в психи­ке. В школьные годы он служил примером добро­порядочности не только для однокашников, но да­же и для учителей. Став затем монахом ордена до­миниканцев, он отличался безупречным отношени­ем к традициям ордена и монашескому образу жиз­ни, досконально выполнял религиозные обряды. Орден, основанный в 1215 г. испанским монахом Доминго де Гусманом (латинизированное имя До­миник) и утверждённый папской буллой 22 декабря 1216 г., был главной опорой папства в борьбе с ере­сью.

Глубокая набожность Торкемады не осталась не­замеченной. Молва о ней дошла до королевы Иза­беллы, и та не раз предлагала ему возглавить круп­ные приходы. Он неизменно отвечал вежливым от­казом. Однако, когда Изабелла пожелала иметь его своим духовником, Торкемада посчитал это за ве­ликую честь. По всей вероятности, ему удалось за­разить королеву своим религиозным фанатизмом. Его влияние на жизнь королевского двора было зна­чительным. В 1483 г., получив титул Великого инк-

ИНКВИЗИЦИЯ


Наказания инквизиции.


ИНКВИЗИЦИЯ


Аутодафе (сожжение еретиков и еретических книг).


ИНКВИЗИЦИЯ


Пытка водой.


ИНКВИЗИЦИЯ


Пытка огнём.


ИНКВИЗИЦИЯ


Пытка колесом.


ИНКВИЗИЦИЯ


Замуровывание.



ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР

В середине XVII в. германский поэт Фридрих фон Логан, рассуждая о природе греха, заметил: «Человеческое — впасть в грех, дьявольское — упорствовать в нём, христиан­ское — ненавидеть его, божественное — простить». Если исходить из здравого смысла, Томасу де Торкемаде (около 1420—1498) было присуще только «дьявольское». Ведь всё, что он делал во имя защиты религии, было огромным, нескончаемым грехом перед человеком эпохи Возрождения, перед его стремлением к познанию.

Страшен арсенал пыток, придуманных инквизицией за несколько веков её существования: сожжение на костре, пытка колесом, пытка водой, замуровывание в стены. Торкемада прибегал к ним намного чаще других инквизиторов.

Воспалённое воображение Торкемады сначала изобре­тало противников, дрожавших при одном упоминании его имени, а затем в течение всей жизни инквизитор сам испытывал страх перед неминуемой местью своих жертв.

Куда бы он ни выходил из своей монастырской кельи, его сопровождал преданный телохранитель. Постоянная неуверенность в собственной безопасности иногда зас­тавляла Торкемаду покидать не столь уж надёжное убежище и укрываться во дворце. На какое-то время он находил приют в покоях самого охраняемого в Испании здания, одна­ко страх не оставлял инквизитора ни на мгновение. Тогда он пускался в многодневные поездки по стране.

Но разве можно скрыться от вездесущих призраков? Они поджидали его и в маслиновой рощице, и за каждым апельсиновым деревом, и даже пробирались в храмы. И днём, и ночью они караулили его, всегда готовые свести с ним счёты.

Кажется, психиатры называют такое состояние меланхо­лической эпилепсией. Всепоглощающее беспокойство вызывает в больном ненависть, отчаяние, гнев, может внезапно толкнуть его на убийство, самоубийство, воровство, поджог жилища. Его жертвами могут стать ближайшие родственники, друзья, первый встречный. Вот таким был Торкемада.

Внешне всегда сумрачный, чрезмерно экзальтированный, подолгу воздерживавшийся от пищи и усердствовавший в покаянии в бессонные ночи, Великий инквизитор был беспо­щаден не только к еретикам, но и к самому себе. Современников поражали его импульсивность, непред­сказуемость его поступков.

Однажды в разгар борьбы за освобождение Гранады от арабов (80-е гг. XV в.) группа состоятельных евреев решила вручить на эти цели 300 тыс. дукатов Изабелле и Ферди­нанду. В зал, где проходила аудиенция, неожиданно ворвался Торкемада. Не обращая внимания на монархов, не извиняясь, не соблюдая никаких норм дворцового этикета, он вытащил из-под сутаны распятие и закричал: «Иуда Ис­кариот предал своего Учителя за 30 сребреников, а Ваши Величества собираются продать Христа за 300 тысяч. Вот он, берите и продавайте!» С этими словами Торкемада бросил распятие на стол и стремительно покинул зал... Короли были потрясены.

История церкви знала немало случаев крайнего фанатиз­ма. Сколько садизма исходило, например, от инквизиции при сожжении Мигеля Сервета (латинизированное имя Серветус), испанского медика и автора нескольких работ, ставивших под сомнение рассуждения богословов о Святой Троице. В 1553 г. он был арестован по приказу верховного инквизитора Лиона. Ему удалось бежать, но в Женеве еретика вновь схватили агенты инквизиции и приговорили по приказу Жана Кальвина к сожжению на костре. В течение двух часов его поджаривали на медленном огне, и, несмотря на отчаянные просьбы несчастного подбросить ради Христа побольше дров, палачи продолжали растяги­вать собственное удовольствие, наслаждаясь конвульсиями

визитора, он практически возглавил испанский ка­толический трибунал.

Приговором тайного суда инквизиции могло быть публичное отречение, штраф, тюремное за­ключение и, наконец, сожжение на костре — цер­ковь применяла его в течение 7 веков. Последняя казнь состоялась в Валенсии в 1826 г. Сожжение ассоциируется обычно с аутодафе — торжествен­ным оглашением приговора инквизиции, а также исполнением его. Такая аналогия вполне правомер­на, т. к. все другие формы наказания обставлялись инквизицией более буднично.

В Испании Торкемада намного чаще, чем инк­визиторы других стран, прибегал к крайней мере: за 15 лет по его приказу сожжено 10 200 человек. Жертвами Торкемады можно считать и 6800 чело­век, приговорённых к смерти заочно. Кроме того, подверглись различным наказаниям 97 321 чело­век. Преследовались в первую очередь крещёные евреи — марраны, обвиняемые в приверженности к иудаизму, а также мусульмане, принявшие хрис­тианство, — мориски, подозревавшиеся в тайном исповедании ислама. В 1492 г. Торкемада склонил испанских королей Изабеллу и Фердинанда к вы­сылке из страны всех евреев.

Этот «гений зла» умер естественной смертью, хо­тя, будучи Великим инквизитором, постоянно тряс­ся за свою жизнь. На его столе всегда находился рог носорога, с помощью которого, согласно пове­рью той эпохи, можно было обнаружить и нейтра­лизовать яд. Когда он передвигался по стране, его сопровождали 50 всадников и 200 пехотинцев.

К сожалению, Торкемада не унёс с собой в мо­гилу варварские методы борьбы с инакомыслящи­ми.

XVI столетие стало веком рождения современ­ной науки. Наиболее пытливые умы посвящали свои жизни осмыслению фактов, постижению зако­нов мироздания, ставили под сомнение веками устоявшиеся схоластические догмы. Обновлялись житейские и нравственные представления чело­века.

Критическое отношение к так называемым не­зыблемым истинам приводило к открытиям, в кор­не меняющим старое мировоззрение. Польский астроном Николай Коперник (1473—1543) заявил, что Земля наряду с другими планетами вращается вокруг Солнца. В предисловии к книге «Об обраще­ниях небесных сфер» учёный писал, что 36 лет он не решался обнародовать этот труд. Сочинение было издано в 1543 г., за несколько дней до смерти ав­тора. Великий астроном посягал на один из глав­ных постулатов церковного учения, доказывая, что Земля не является центром Вселенной. Книга ока­залась под запретом инквизиции до 1828 г.

Если Коперник избежал преследований лишь потому, что выход книги совпал с его кончиной, то судьба Джордано Бруно (1548—1600 гг.) оказалась трагической. В молодости он стал монахом домини­канского ордена. Бруно не скрывал своих убежде­ний и вызвал недовольство святых отцов. Вынуж­денный покинуть монастырь, вёл бродячий образ жизни. Преследуемый, бежал из родной Италии в Швейцарию, затем жил во Франции и Англии, где занимался наукой. Свои идеи изложил в сочинении «О бесконечности, вселенной и мирах» (1584 г.). Бруно утверждал, что пространство бесконечно; оно наполнено самосветящимися непрозрачными тела­ми, многие из которых обитаемы. Каждое из этих положений противоречило принципиальным уста­новкам католической церкви.

Читая лекции по космологии в Оксфордском университете, Бруно вёл ожесточённые дискуссии с местными теологами и схоластами. В аудиториях Сорбонны силу его аргументов испытали француз­ские схоласты. В Германии он прожил целых 5 лет. Там был издан ряд его трудов, вызвавших новый взрыв ярости итальянской инквизиции, готовой на всё ради того, чтобы заполучить самого опасного, по её мнению, еретика.

По наущению церкви венецианский патриций Мочениго пригласил Джордано Бруно в качестве домашнего преподавателя философии и... выдал инквизиции. Учёный был заточён в застенки. В те­чение 8 лет католический трибунал безуспешно до­бивался публичного отречения Джордано Бруно от его научных трудов. Наконец последовал вердикт: наказать «насколько возможно милосердно, без пролития крови». Эта лицемерная формулировка означала сожжение на костре. Запылал костёр. Вы­слушав судей, Джордано Бруно сказал: «Быть мо­жет, вы с большим страхом произносите этот при­говор, чем я его выслушиваю». 16 февраля 1600 г. в Риме на Площади Цветов он стоически принял смерть.

Такая же участь едва не постигла и другого ита­льянского учёного — астронома, физика, механика Галилео Галилея (1564 —1642). Созданный им в 1609 г. телескоп позволил получить объективные доказательства справедливости выводов Коперника и Бруно. Первые же наблюдения за звёздным небом показали полную абсурдность утверждений церк­ви. Только в созвездии Плеяд Галилей насчитал не менее 40 звёзд, невидимых до тех пор. Какими на­ивными выглядели теперь сочинения богословов, объяснявших появление звёзд на вечернем небе лишь необходимостью светить людям!.. Результаты новых наблюдений всё больше ожесточали инкви­зицию. Открыты горы на Луне, пятна на Солнце, четыре спутника Юпитера, непохожесть Сатурна на другие планеты. В ответ церковь обвиняет Галилея в богохульстве и мошенничестве, представив выво­ды учёного как следствие оптического обмана.

Расправа над Джордано Бруно стала серьёзным предостережением. Когда в 1616 г. конгрегация из 11 доминиканцев и иезуитов объявила учение Ко­перника еретическим, Галилею частным образом было указано на необходимость отмежеваться от этих взглядов. Формально учёный подчинился тре­бованию инквизиции.

В 1623 г. папский престол занял друг Галилея кардинал Барберини, прослывший покровителем наук и искусств. Он принял имя Урбана VIII. Не без его поддержки в 1632 г. Галилей опубликовал

жертвы. Однако даже этот варварский акт не идёт ни в какое сравнение с жестокостью Торкемады.

Феномен Торкемады одномерен: жестокость, жестокость и ещё раз жестокость. Инквизитор не оставил после себя ни трактатов, ни проповедей, ни каких-либо за­меток, позволяющих оценить его литературные способности и теологические воззрения. Имеется несколько свидетельств современников, отмечавших несомненный литературный дар Торкемады, как-то проявлявшийся в молодости. Но, видимо, ему не суждено было развиться, т. к. мозг инквизитора, попав во власть одной идеи, работал только в одном на­правлении. Инквизитору были просто чужды интеллек­туальные запросы.

Более того, Торкемада стал непримиримым противником печатного слова, видя в книгах прежде всего ересь. Вслед за людьми он часто посылал на костёр книги, превзойдя и в этом отношении всех инквизиторов.

Воистину прав был Диоген: «Злодеи подчиняются своим страстям, как рабы хозяевам».

*

«Диалог о двух главнейших системах мира — птоломеевой и коперниковой» — своего рода энцикло­педию астрономических воззрений. Но даже бли­зость к Папе не защитила Галилея. В феврале 1633 г. римским католическим судом «Диалог» был запрещён, его автор объявлен «узником инк­визиции» и оставался им в течение 9 лет вплоть до смерти. Кстати сказать, только в 1992 г. Ватикан оправдал Галилео Галилея.

Общество с трудом очищалось от заразы инкви­зиции. В зависимости от исторических, экономиче­ских, национальных и многих других причин стра­ны Европы в разные сроки освобождались от трибу­налов церкви. Уже в XVI в. под воздействием Ре­формации они прекратили своё существование в Германии и во Франции. В Португалии инквизи­ция действовала до 1826 г., в Испании — до 1834 г. В Италии её деятельность была запрещена лишь в 1870 г.

Формально инквизиция под названием Конгре­гации святой канцелярии просуществовала до 1965 г., когда её службы были преобразованы в Конгрегацию вероучения, продолжающую бороть­ся за чистоту веры, но уже другими, отнюдь не средневековыми средствами.

Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.