ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Наука » История » Всемирная история
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Юг Балканского полуострова и острова Эгейского моря в силу своего географического положения стали уже на заре цивилизации тем мостом, который соединял европейский континент с опережавшим его в социально-экономическом и культурном развитии Ближним Востоком. В этом регионе прежде, чем в других областях Европы, примерно с рубежа VII—VI тыс. до н. э., установилось в неолите (новом каменном веке) господство производящей экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. С наступлением эпохи бронзы (в начале III тыс. до н. э.) уже можно представить с достаточной определённостью этническую ситуацию в материковой Греции и на острове Крит, самом большом в Архипелаге.
Основную территорию будущей Эллады населяли в то время племена пеласгов, родственные фра-кийцам северо-востока Балкан носители одного из индоевропейских языков. Преобладающую часть населения Крита составляли «минойцы» (это утвердившееся в современном антиковедении условное название, как и термин «минойская культура», произведено от имени царя Миноса, главного героя древнекритских сказаний). Родство их с каким-либо другим народом древности установить пока не удалось. По языку же они явно не индоевропейцы. Возникновение на Крите первых государств относится к началу II тыс. до н. э. Тогда же на острове появляется собственная, сугубо местного происхождения письменность: сначала была изобретена «критская иероглифика» (названная так учёными за сходство с египетскими иероглифами), затем её упрощённый вариант — «линейное письмо А» и, наконец, «письменность Фестского диска», знаками которой написан, в частности, загадочный текст на керамическом диске из древнего города Феста на Крите. Среди городов-государств Крита очень рано выдвинулся Кносс, ставший к началу XVII в. до н. э. столицей всего острова. В дальнейшем власть кносских царей распространилась на многие острова и прибрежные области по обеим сторонам Эгейского моря. Критяне-минойцы колонизовали остров Кипр, установили тесные связи с Угаритом (в Сирии) и Египтом. Критский флот господствовал в Восточном Средиземноморье, очистив его от пиратов и установив там свободу судоходства. Влияние Минойской державы распространялось и в западном направлении. Морские походы совершались критянами на остров Сицилия и в Южную Италию, где ими основывались опорные пункты и торговые фактории.
Период процветания минойской цивилизации продолжался до середины XV в. до н. э. За это время остров покрылся сетью мощёных дорог со сторожевыми пунктами и постоялыми дворами. Появились новые города, перестраивались и благоустраивались старые. Грандиозные размеры имел сложный комплекс жилых и хозяйственных помещений царского дворца в Кноссе («Лабиринт» греческих мифов). В дворцовых кладовых сосредотачивались всякого рода запасы — продовольствие и ремесленные изделия, поступившие туда как подать или военная добыча. Специальные чиновники отвечали за сохранность того или иного подведомственного им лично вида материальных ценностей, поступавших во дворец. Они опечатывали складские ёмкости сво-ими печатями, образцы которых, несущие иероглифические надписи, сохранились. Текущая хозяй-ственная отчётность велась на глиняных табличках с использованием «линейного письма А».
В административной системе Минойской державы решающая роль отводилась членам правящего

дома, выступавшим в качестве военачальников и наместников в критских городах и заморских владениях. Имеются сведения о наличии во дворцах у владык минойцев рабов, по-видимому, главным образом из числа военнопленных.
Минойская держава находилась в зените своего могущества, когда силы её неожиданно оказались подорванными вулканической катастрофой, за которой последовало вторжение на Крит около 1450 г. до н. э. многочисленных пришельцев с близлежащего материка. Этими пришельцами были греки-ахейцы, которые ещё раньше, видимо, на рубеже III—II тыс. до н. э., явились с севера на юг Балканского полуострова, почти повсеместно ассимилировав или вытеснив местное пеласгийское население. От их самоназвания «ахайвой» («ахейцы») происходит имя всей страны на самом юге Балкан — Ахайва (ранее Пеласгия). Другие, привычные для нас, её наименования — Эллада (от слова «элленес» — «эллины», одно из греческих племён в области Фессалия) и Греция (принятое у римлян) — появились много позднее.
Греческие племена унаследовали от своих предшественников, пеласгов, многие элементы материальной и духовной культуры, в том числе некоторые культы. Однако вскоре более важным для дальнейшего развития ахейского общества стало воздействие лидировавшей тогда в Эгеиде минойской цивилизации. Формирование достаточно прочных государственных образований в различных областях материковой Греции датируется XVII в. до н. э.
Наиболее сильным среди ахейских царств в XVI в. до н. э. становится Микенское царство, располагавшееся в Арголиде (на северо-востоке Пелопоннеса). Владыки Микен, как показали раскопки их фамильных усыпальниц, обладали большими богатствами. Их столица была хорошо укреплена. Активная военная политика и династические связи способствовали выдвижению микенских династов на первое место в Ахейской Греции. Такое их положение ещё больше упрочилось после установления власти греков-ахейцев на Крите и в его прежних сферах влияния (Кикладские острова, западное побережье Малой Азии, Кипр). Так, греческая династия, воцарившаяся в Кноссе, считалась состоящей в близком родстве с правившей в Микенах семьёй Атридов, с которой находилась в тесном союзе.
Заметную роль в Греции третьей четверти II тыс. до н. э. кроме Микенского царства играли и другие раннеклассовые государства — с центрами в Пилосе (область Мессения на юго-западе Пелопоннеса), Тиринфе (Арголида), Афинах (Аттика), Фивах и Орхомене (Беотия), Иолке (Фес-салия) и других городах. По образцу критского «линейного письма А» было создано «линейное письмо Б», приспособленное для записи текстов на греческом языке. Теперь учёт в дворцовом хозяйстве стали вести чиновники-писцы. Целые комплексы бухгалтерских записей на глиняных табличках открыты археологами при раскопках царских резиденций — Кносса, Пилоса, Микен, Тиринфа и Фив.
Эти документы хозяйственной отчётности дают представление о социальной структуре и политическом устройстве ахейского общества XV—XIII вв. до н. э., уровне развития земледелия и скотоводства, высокой специализации ремесленного производства, состоянии внутренней торговли и внешних экономических связях, организации сухопутных сил армии и военно-морского флота. В текстах табличек упоминаются частновладельческие и царские рабы. Труд последних использовался в дворцовом хозяйстве в довольно крупных масштабах.
Общий экономический подъём Ахейской (Микенской) Греции и возникновение в ней избытка населения стимулировали внешнюю экспансию, направленную прежде всего на овладение новыми плодородными землями в Малой Азии. Здесь грекам-ахейцам пришлось столкнуться с мощью Хеттской державы, верховную власть которой традиционно признавали некоторые прибрежные малоазийские царства. Первоначально отношения с хеттами носили по большей части мирный характер, а спорные проблемы улаживались обычно дипломатическим путём. Но в XIII в. до н. э., с ослаблением Хеттского царства, резко усиливается
Все знают, что жителей города Сибариса погубили тяга к непомерной роскоши и чревоугодие, не знающее никакой меры. Неумеренная, вошедшая в поговорку роскошь жителей этого города сделала их недееспособными, и город был разрушен кротонцами в 510 г. до н. э.
Но и в других землях Греции были люди, всё время, силы и средства отдававшие погоне за роскошью. Так, женщины на голову надевали высокие венки, на ноги — сандалии, уши украшали большими серьгами, рукава одежды от плеч до кистей рук не сшивали, а застёгивали множеством золотых и серебряных булавок.

Среди греков было много обжор, как мужчин, так и женщин. Одна из них, по имени Аглаида, отличалась особенным аппетитом и необычайным поведением. Она носила на голове накладные волосы и султан из перьев. Каждый день на обед она съедала двенадцать мин мяса (мина — 450 г), четыре хиника зерна (хиник — 1 л) и осушала бочку вина, после чего долго играла на трубе.
Жители острова Родос предпочитали всем яствам рыбу, а тех, кто предпочитал мясо, называли обжорами.
В Сицилии было святилище Обжорства, в котором стояла статуя богини Деметры Сито, что значит — хлебодарная.
во многих греческих городах строго запрещалось женщинам пить вино, и они всю жизнь довольствовались ключевой водой.

Греки умели с достоинством принимать успехи и мужественно встречать горестные события. Рассказывают, что во время философской беседы одному из собравшихся сообщили, что героически погиб его сын. Все на миг замолчали, а отец погибшего тихо произнёс: «Я всегда знал, что породил смертных», и продолжил беседу.

Когда греки захватили Трою, то предложили её жителям взять что-либо одно из своего имущества. Троянец Эней вынес на плечах своего старика-отца. Враги были так поражены его поступком, что приказали вернуть ему всё его имущество.

натиск ахейцев на прибрежные территории на северо-западе и западе Малой Азии. Микенские цари неоднократно посылали туда военные экспедиции.
Самой крупной акцией такого рода явился поход союзного греческого войска под предводительством владыки Микен Агамемнона, сына Атрея, против Трои (Илиона), хорошо укреплённой столицы небольшого, но стратегически очень важного царства, лежавшего у входа в Дарданеллы. После длительной и упорной осады, частично описанной в «Илиаде» Гомера, город был взят, предан разграблению и разрушен (около 1230 г. до н. э.) (см. ст. «Троянская война»).
Троянская война оказалась последним событием общеахейского масштаба. После неё прежние боль-шие коалиции греческих династов уходят в прошлое. Всё более частыми становятся междоусобные столкновения соперничающих царств и внутридинастические распри. Внутреннее ослабление страны облегчило проникновение на её территорию новых этнических групп. Главную роль здесь сыграли стоявшие на куда более низкой, нежели ахейцы, ступени общественного и культурного развития северногреческие племена дорийцев, сумевших около 1200 г. до н. э. сломить сопротивление даже таких сильных царств, как Микенское и Пилосское.
Дорийское завоевание привело к перемещению масс населения на новые места обитания, общему хозяйственному упадку, обезлюдению многих местностей, запустению или деградации городских центров, повсеместному уничтожению дворцовой экономики как системы. Правда, кое-где, в облас-тях, меньше затронутых вражескими вторжениями (в Аттике с её столицей Афинами, а также на северо-западе и в центре Пелопоннеса — в Ахайе, Элиде и Аркадии), сохранились старые ахейские династии. Но прежний социально-экономический уклад, связанный с функцией дворца как верховного хозяйственного организатора, был повсюду в Греции безвозвратно утрачен. Он сохранился в нетронутом виде лишь на далёком Кипре, где не только правили цари-ахейцы, потомки участников Троянской войны, но и продолжало использоваться слоговое письмо — усовершенствованный вариант «линейного письма Б».
Период в истории Эллады, наступивший после падения микенской цивилизации, получил название «тёмные века» (XII в. — первая половина VIII в. до н. э.). Он совпадает с распространением в Юго-Восточной Европе индустрии железа. В социальном плане господствующей структурой тогда яв-лялась земледельческая община, что обусловило возврат к более примитивным формам обществен-ных отношений.
Хотя многие завоевания предыдущих поколений творцов первой греческой цивилизации были забыты их потомками, полного разрыва многовековой культурной традиции всё же не произошло. Явные свидетельства этого обнаруживаются в различных сферах материальной и духовной жизни эллинов и в последующие столетия, вплоть до поздней античности: пеласгийское, минойское и ахейское насле-

дие ощутимо в градостроительстве и архитектуре, мифологии и культовой обрядности, общегреческом языке («койнэ») и отдельных диалектах.
Родовая знать и в «тёмные века», как и раньше, занимала привилегированное положение в обществе, но главным образом благодаря своему высокому имущественному положению и причастности к са-крально-жреческой сфере. Она не была никак отделена от свободного полноправного населения, от народа (по-гречески: «дамос», «демос»).
На отрезок времени в два с половиной столетия, с середины VIII в. до конца VI в. до н. э., приходится «архаический» период в истории Греции. Существенной его чертой является быстрое поступательное развитие во многих географически обособленных местностях Эллады самоуправляющихся гражданских общин и последующее формирование на их основе рабовладельческих полисов — городов-государств с прилегающей сельскохозяйственной округой.
Это была также эпоха широкой территориальной экспансии греков, получившей название «Великая колонизация». Потоки переселенцев-колонистов
хлынули теперь уже далеко за пределы Эгейского бассейна. В поисках новых земель для размещения избыточного количества населения (чтобы предотвратить социальные потрясения, неизбежно назре-вавшие внутри территориально жёстко ограниченных полисов) и с целью освоения перспективных торговых путей многие города материковой Греции, западного побережья Малой Азии и соседних островов снаряжали морские экспедиции к дальним берегам.
Многочисленные греческие колонии вырастали, как грибы после дождя, почти по всей береговой линии Средиземного и Чёрного морей: от Массалии (ныне Марсель, на юге Франции) до Диоскуриады (современный Сухуми). Особенно интенсивной и успешной была колонизация плодороднейших областей острова Сицилия и Южной Италии, которая даже получила название «Великая Греция». Улучшение навигации в Средиземноморье активизировало традиционные контакты Эгеиды со странами Ближнего Востока, весьма благоприятно сказавшиеся на всё ускорявшихся процессах экономического и культурного развития Эллады. Под влиянием

ближневосточных — финикийских и фригийских —образцов сформировалось греческое алфавитное письмо, самые ранние памятники которого (из Афин и с острова Фера) датируются VIII в. до н. э.
Расширение границ архаического греческого мира, где отдельные части сообщались друг с другом преимущественно посредством морских коммуникаций, и установление постоянных связей с прочими отдалёнными странами чрезвычайно повысили роль навигации и торговли как ведущей отрасли экономики. Это нашло своё выражение в изобретении чеканной монеты — универсального платёжного средства, заменившего собой все прежде бытовавшие виды товаро-денег.
Быстрое развитие товарно-денежных отношений привело к окончательной победе частной собственности. Усилилось социальное расслоение общества. Значительная часть свободного крестьянства остаётся без земли, многие граждане попадают в долговую кабалу и даже лишаются из-за этого личной свободы, будучи проданы в рабство за пределы отчизны.
Традиционные властные структуры утрачивают опору. Почти повсюду упраздняется власть наследственных царей («басилеев») или уже успевших сменить их выборных правителей из узкого круга родовой знати. Вместо них в ряде полисов материковой Греции (Сикионе, Коринфе, Мегаре, Афинах) и Малой Азии во главе государства становятся выдающиеся личности, проводящие свою политику с помощью насильственных методов. Такие властители, устанавливавшие в государстве режим личной власти, назывались у греков «тиранами», а вводимая ими форма правления — «тиранией». Неудивительно, что эти термины приобрели ещё в древности отрицательный смысл.
Но деятельность некоторых тиранов получала иногда, по справедливости, неоднозначную оценку у их современников и позднейших эллинских историков. Большую популярность, к примеру, получил в своё время афинский тиран Писистрат (правил трижды, начиная с 560 г. до н. э., умер в 527 г. до н. э.). С помощью некоторых мероприятий демагогического характера ему не раз удавалось завоёвывать расположение демоса. Несомненно, на пользу Афинам пошла его внешняя политика, направленная, в частности, на получение контроля над важными морскими путями. Писистрат ввёл новые религиозные празднества, справлявшиеся всенародно. Он много сделал для благоустройства и украшения родного города. По его распоряжению были записаны до того передававшиеся из поколения в поколение изустно поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Склонность к покровительству литературе и искусствам была вообще характерна для раннегреческой тирании.
Но тиранам VII—VI вв. до н. э. не удалось в конечном итоге решить проблемы, стоявшие перед архаическим греческим полисом, и тем самым упрочить свою власть. Это смогли сделать законодатели-реформаторы, заложившие основы античной демократии. Первым из них в Афинах был Солон, в 594 г. до н. э. отменивший долги и уничтоживший долговое рабство. Он же специальным законом ограничил размеры частных земельных владений и тем самым предотвратил исчезновение мелких и средних крестьянских хозяйств, распределил права и обязанности граждан сообразно их имущественному положению, создал суд присяжных (см. ст. «Солон. Законодательство в античности»).
В ходе реформ, проведённых около 508 г. до н. э. Клисфеном, было установлено новое административное деление территории Афинского государства, окончательно уничтожившее прежнее господство родовой знати. Тогда же подверглись дополнительной реорганизации органы государственной власти и военное командование.
Результаты хорошо продуманных, проводившихся с должной последовательностью преобразований не замедлили сказаться. Афинское государство, обретя внутреннюю стабильность, выдвинулось в число наиболее сильных полисов Эллады классической эпохи (V—IV вв. до н. э.). Подвергшись смертельной опасности в ходе развернувшейся вскоре борьбы греков с могущественной Персидской державой Ахеменидов (см. ст. «Греко-персидские войны»), оно с честью вышло из этого тяже-
Афиняне в древности ходили в пурпурных одеждах, носили высокие причёски, скрепляя их золотыми шпильками и увешивая золотыми украшениями. Рабы несли за ними складные стулья, чтобы им не сидеть где попало.
*
Жители Митилены, одерживая победу, запрещали побеждённым обучать детей грамоте и музыке, считая этот запрет самым тяжёлым наказанием.
*
Во время войны с персами Гиерон отказался помогать соотечественникам, а когда по её окончании он решил принять участие в Олимпийских играх, сограждане запретили ему это, сказав, что тот, кто не разделил со всеми величайшей опасности, не должен принимать участия и в празднестве.
*
Дионисий, сын тирана Клеарха, прославился не только своим стремлением к роскоши, но и необычайным чревоугодием. Его тело со временем утратило человеческие формы, и, принимая посетителей, он вынужден был скрывать его в специально изготовленной башенке, из которой виднелась лишь его голова.
Но как полнота обжор, так и излишняя худоба являлись объектом насмешек греков. Рассказывают, что житель Кеоса Филет был необычайно худ, что заставляло его в ветреную погоду не покидать дома, а в обычные дни ходить в обуви на свинцовой подмётке. *
Среди греческих тиранов были люди умные. Так, придя к власти, Писистрат приказал приводить к себе во дворец всех бездельников и спрашивал их, почему они не работают. Если выяснялось, что это — бедняк, у которого нет вола или семян, чтобы вспахать и засеять поле, то он давал ему всё. Писистрат считал, что безделье таит в себе угрозу заговора против него.
лейшего испытания. Разгром персов при Марафоне в 490 г. до н. э. и успешное изгнание полчищ царя Ксеркса из Греции после победных для эллинов кампаний 480 и 479 гг. до н. э. возвысили Афины до положения ведущей наряду со Спартой силы в антиперсидской коалиции.
Возглавившие созданный в 478 г. до н. э. Делосский, или, иначе, Первый Афинский морской союз афиняне успешно продолжили боевые действия против ахеменидских войск в районе Дарданелл и на западном побережье Анатолии. Греко-персидские войны завершились в 449 г. до н. э. Каллиевым миром, по которому признавалась независимость от державы Ахеменидов всех эллинских полисов, включая и расположенные в Малой Азии.
Несмотря на установление мира, Делосский союз был сохранён. Более того, он постепенно превра-тился в Афинскую морскую державу («архэ»), где прежде равноправные союзники заняли положение подчинённых, обязанных выплачивать регулярный взнос («форос») в общую казну. Последняя же на самом деле полностью контролировалась афинянами, которые с её помощью оснащали свою армию и флот, ставший самым сильным в Эгеиде. Из тех же средств оплачивались и многие другие расходы Афинского полиса, включая роскошные постройки, возведение которых приходится на время деятельности Перикла как главы архэ (443—429 гг. до н. э.) (см. ст. «Перикл. Афинская демократия»).
Основным стержнем отношений между греческими государствами после окончания греко-пер-сидских войн стало соперничество Афин и Спарты, возглавлявшей с давнего времени (примерно с середины VI в. до н. э.) Пелопоннесский союз городов-государств. Их скрытая борьба переросла, наконец, в открытое столкновение. После упорного и ожесточённого военного противостояния, длившегося с 431 по 404 г. до н. э., победа осталась за Спартой, установившей после этого свою гегемонию в Греции.
Однако верховенство спартанцев над Элладой продолжалось недолго, всего лишь четверть столетия. В 379 г. до н. э. Фивы воссоздали антиспартанский союз городов Беотии. В следующем году об-разовался Второй морской союз во главе с Афинами. После решительной победы, одержанной в 371 г. до н. э. при Левктрах над спартанцами, Фивы стали ненадолго (до 362 г. до н. э.) самым сильным в военном отношении полисом в Элладе. В 50-х гг. IV в. до н. э. на юге Балкан устанавливается неус-тойчивое политическое равновесие, конец которому положило подчинение Греции царю Македонии Филиппу II после роковой для эллинов битвы при Херонее в 338 г. до н. э. (см. ст. «Филипп II и Александр Македонский»).
Признанный гегемоном почти всеми эллинскими полисами, Филипп II стал готовиться к большому походу на Восток. Однако ему не довелось
дожить до осуществления своего замысла: он пал от руки убийцы в 336 г. до н. э. Греко-македонское завоевание Персидской державы Ахеменидов было осуществлено под предводительством его сына и наследника — Александра (336—323 гг. до н. э.). С этого момента начинают современные историки отсчёт эпохи эллинизма, завершившейся тремя столетиями позже.
Созданная Александром Великим огромная империя, простиравшаяся от Нижнего Дуная и Киренаики до Сырдарьи и Инда, распалась после его смерти, но на её обломках возникло несколько государств — держава Селевкидов, Птолемеевский Египет, Бактрийское царство, Понт, Пергам, Каппадокия, Вифиния и другие, где греческий этнический элемент и эллинская культура сохраняли доминирующее положение (см. ст. «Эллинистические государства»).
Из монархий, унаследованных преемниками великого завоевателя, наиболее значительную роль в истории Древней Греции последних веков её самостоятельности сыграла всё та же Македония. Цари из македонской династии Антигонидов неоднократно вмешивались в дела эллинистических городов-государств, подчиняя их своей власти.
Имели место во второй половине III в. — начале II в. до н. э. попытки отдельных царей Спарты (Агиса IV, Клеомена III, Маханида, Набиса) возродить хотя бы в какой-то мере былую мощь и славу некогда ведущего дорийского полиса. При этом спартанские династы, причисляемые античными авторами по характеру их правления к тиранам, пытались воссоздать путём проведения радикальных реформ (кассация долгов, перераспределение земли и денежных средств, увеличение числа полноправных граждан за счёт освобождения рабов и т.д.) экономическую базу и людские ресурсы государства. Но подобные рискованные социальные эксперименты вызывали всегда активное противодействие других рабовладельческих полисов Пелопоннеса и вступавших с ними по такому случаю в союз царей Македонии.
После уничтожения римлянами в 168 г. до н. э. Македонского царства определённое влияние в ма-териковой Греции сохраняли лишь Этолийский и Ахейский союзы. Но противостоять мощной экс-пансии Рима им было не под силу. В 146 г. до н. э. римляне в назидание непокорным разрушили Ко-ринф и некоторые другие эллинские города. Греция перешла в подчинение римским властям провинции Македония.
Финальным моментом эллинистической эпохи принято считать завоевание первым императором-принцепсом Рима Августом последнего крупного государственного образования из наследства Александра Великого — Египта, управлявшегося с 323 по 30 г. до н. э. династией Птолемеев.

Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.