Праща и бронзовый кисень скифского времени.

Наука » История
Праща. Являлась метательным оружием, состоящим из матерчатой или кожаной ленты, расширяющейся к середине. Один конец ленты имел петлю, надевавшуюся на палец, второй конец брался в эту же руку. В среднюю расширенную часть ленты клали округлый камень или глиняный шарик и затем, раскрутив пращу над головой, быстро выпускали свободный конец ленты, вследствии чего ядро летело вперед. Употребление этого оружия в скифское время фиксируется изображениеми пращи на предметах торевтики , а также находками пращевых ядер на поселениях и в погребениях. Найдены они и на Хотовском городище.

РОМАНОВ Дмитрий Касторович (1879-1957).

Наука » История » История СССР
В сентябре 1916 года в петроградскую тюрьму РОМАНОВ Дмитрий Касторович (1879-1957).
«Кресты» был доставлен заключенный – рабочий завода «Феникс» Дмитрий Касторович Романов. Но недолго находился он в тюремной камере: заключение было заменено отправкой в маршевую роту, расквартированную в Финляндии.
На заводе «Феникс» Романов появился в 1902 году. В день Кровавого воскресенья – 9 января 1905 года – он был в числе участников шествия к Зимнему дворцу и при расстреле мирной рабочей демонстрации ранен. Оправившись после ранения, Романов стал активно участвовать в подпольных революционных кружках. В декабре 1905 года Дмитрия Романова арестовали. Отсидев пять месяцев в тюрьме и выйдя на волю, он с новой энергией продолжал вести революционную работу.
В 1906 году Д. К. Романов организовал первомайскую демонстрацию ломовых извозчиков, за что вновь был арестован. Спустя год его арестовали в третий раз и выслали на родину, в Костромскую губернию.
В ссылке Дмитрий Касторович вел разъяснительную революционную работу среди крестьян.
Отбыв срок ссылки, он вернулся в Петербург.
в 1908 году Романова снова арестовали и выслали в Нижний Новгород, но годом позже он под чужой фамилией выехал в Петербург. Там в поисках работы ему пришлось сменить несколько заводов, пока, наконец, в 1915 году он под своей фамилией не устроился на завод Эриксона. Вскоре перешел на завод «Феникс», где, проработав немного времени, снова был арестован.
В февральские дни 1917 года Дмитрий Касторович выступал на митингах в пулеметных полках Петроградского гарнизона, призывая солдат к свержению самодержавия. Рабочие «Феникса» избрали Д. К. Романова председателем заводского комитета. Как представитель завода он вошел в состав Петроградского Совета. В мае 1917 года Романов вступил в партию большевиков.

Так приносили кельтские жрецы в жерт­ву людей или нет?

Наука » История
Большинство современных исследователей кельтского мира склонны дать положительный ответ на этот вопрос. Наиболее весомым аргументом здесь можно считать архео­логические находки, которые проще всего объяснить именно с этих позиций, хотя вполне понятно, что однозначно истол­ковать их и реконструировать весь ход событий, опираясь только на них, все равно невозможно. Если же допустить существование такого ритуала, то все-таки о нем нельзя ска­зать ничего конкретного, так как античные авторы, как уже упоминалось выше, дают совершенно фантастические и по­литически ангажированные описания сего действа, имеющие лишь отдаленное сходство с реальностью.
Как уже отмечал Пиготт, друиды были мудрецами своей эпохи, зачастую весьма грубой и жестокой, и действовали они в соответствии со своими религиозными убеждениями: если в их ритуалы входило жертвоприношение людей, то вряд ли сам процесс вызывал бы у них чувство стыда или брезгливо­сти. Магическая основа их религии дает все основания для такого подхода: «одна жизнь в обмен на другую». Однако время шло, и друиды, изучая природу и ее законы, вполне могли что-либо изменить или переосмыслить в своей магиче­ской практике. Массалиотская колония также могла сыграть немалую роль и оказать свое влияние на кельтскую религиоз­ную культуру. Отметим и то, с каким пиететом относится Ци­церон к познаниям галльского друида Дивитиака в области прорицания — это вряд ли было бы возможно, предложи тот в процессе прорицания совершить нечто бесчеловечное.

Наконечники копий скифского времени

Наука » История
Копье представляло собой колющее оружие, главным образом конного воина. Это видно по изображениям на предметах торевтики. На золотых бляшках из кургана Куль-Оба конный скиф, преследующий зайца, держит копье в правой руке. На золотом гребне из Солохи копьем вооружен конный воин, сражающийся с пешим. На серебряной позолоченной чаше из Солохи конные воины копьями поражают львов. На пряжке из коллекции ГИМ конные воины сражаются копьями и др. Копье состояло из трех частей: железного наконечника, деревянного древка и железного подтока, который не всегда был обязателен. С территории Северного Причерноморья, по подсчетам А.И. Мелюковой происходит более 500 железных наконечников копий, из которых только 150 относительно хорошо сохранились . Из этого количества на исследуемой нами территории изсестно семь наконечников копий. Все они втульчатые, кованные. 1—2. Наиболее ранними являются железный наконечник копья (очень плохо изображенный) из кургана у с. Гатное . По описи материала из кургана у с. Гатное числился еще один железный наконечник копья.

РОШАЛЬ Семен Григорьевич (1896-1917).

Наука » История » История СССР
Недолгую жизнь прожил Семен Рошаль, РОШАЛЬ Семен Григорьевич (1896-1917).
но никогда не изгладятся из памяти советских людей его революционные деяния. «Кронштадтским трибуном» называли двадцатилетнего Рошаля в Красном Петрограде.
Семен Григорьевич Рошаль родился в Петербурге, в январе 1896 года, в зажиточной еврейской семье, далекой от революционных идеалов и чуждой им.
В 1910 году Семен Рошаль поступил в гимназию. В это время он много читает. Особенно привлекает его подпольная литература. Вскоре он сблизился с революционно настроенными юношами и вошел в состав Петербургского межученического комитета.
В то время ему было 14 лет, а два года спустя он подвергся первому аресту. Полиция арестовала группу учащихся во время межученической конференции, проходившей в помещении гимназии Витмера. Среди них был и Семен Рошаль.
За отсутствием веских улик гимназисты были освобождены, но «дело витмеровцев» получило широкую огласку. Преподаватели относились к ним враждебно. Рошаль вынужден был уйти из гимназии.
Сдав экзамены экстерном, С. Г. Рошаль поступил в Психоневрологический институт академика В. М. Бехтерева. Он принимает активное участие в студенческой общественной жизни, устанавливает связи с петроградскими рабочими.
В начале 1914 года Рошаль вступил в партию большевиков. Его первым серьезным заданием была работа в больничной кассе Пут1Гловского завода.
В годы мировой войны С. Г. Рошаль, ведая «техникой» Петербургского комитета партии, организовал ряд нелегальных типографий, одновременно он вел революционную пропаганду среди рабочих.
Вскоре его арестовали, а спустя два месяца освободили из тюрьмы и «сдали в солдаты».
На фронте С. Г. Рошаль использовал все возможности для революционной работы; поддерживал связь с питерским большевистским подпольем и революционными моряками Балтфлота, распространял антивоенную литературу, вел агитацию среди солдат.
В декабре 1915 года С. Г. Рошаль приехал в отпуск в Петроград, но был схвачен охранкой. В одиночной камере политической тюрьмы «Кресты» он просидел 14 месяцев. Февральская революция освободила С. Г. Рошаля. Вскоре ЦК партии направил его на работу в Кронштадт. 8 марта 1917 года состоялось первое общее собрание большевиков Кронштадта; на нем был избран городской комитет партии; в состав его вошел С. Г. Рошаль. 30 мая 1917 года, когда происходили новые выборы в комитет, С. Г. Рошаля избрали товарищем председателя Кронштадтского комитета партии и ответственным агитатором. Он возглавлял большевистскую фракцию Совета, был официальным представителем городского комитета партии в Кронштадтском Совете. Именно в этот период С. Г. Рошаль завоевал любовь кронштадтцев как пламенный трибун.

Древняя зарубинецкая культура

Наука » История
Существует также гипотеза о милоградском субстате зарубинецкой культуры, отстаиваемая Л.Д. Поболем , которая вполне объяснима на основании материалов Белоруссии, однако никак не подтверждается материалами Среднего Поднепровья, учитывая их малочисленность, ограниченность территории и раннее время функционирования (VI—IV вв. до н. э.), указывающее на наличие временной лакуны между этими культурами.
Вместе с тем, анализ материалов хотовской группы — ее территории, устройства жилищ, кухонной керамики, погребального обряда кремации, имевшего место наряду с более распространенным обрядом ингумации — с несомненностью указывают на эту культуру, как на субстрат зарубинецкой культуры Среднего Поднепровья.

Святилище в Провансе

Наука » История
Поми­мо священных [Уощ у кельтов для ритуальных целей имелись святилища, которые носили название «неметон» и были за­щищены прямоугольной оградой, часто окруженной еще и рвом. С. Пиготт описывает кельтские святилища, найден­ные постройки, особенности их архитектуры, древние клад­бища. Пиготт, сам будучи археологом, приводит скрупу­лезное описание найденных святилищ — оппидиумов, принадлежавших кельтам. Он отмечает, что в Прован­се было найдено святилище, несколько отличающееся от остальных: «...Его вход украшала старинная колонна, укра­шенная резными изображениями человеческих голов, в ни­ шах которой находилось пятнадцать черепов взрослых лю­дей. Некоторые из них были отсечены от высохших тел, а в нескольких даже сохранились большие железные гвозди, которыми они были ранее прибиты к какой-то деревянной конструкции...»

ЗАЙЦЕВА Серафима Филипповна (род. в 1897 году).

Наука » История » История СССР
Двадцать четвертого октября 1917 года в штаб революции– Смольный непрерывно прибывали делегаты II Всероссийского съезда Советов и красногвардейцы с рабочих окраин. Среди других выборжцев, переступивших порог Смольного, была и работница, член партии с 1915 года Серафима Филипповна Зайцева.
В один из дней Октября в коридоре Смольного Серафима Филипповна встретила Ильича. Владимир Ильич, узнав, что перед ним работница с Выборгской стороны, стал расспрашивать Зайцеву о настроении выборжцев.
...Серафима Филипповна Зайцева родилась 29 июня года, в деревне Дубровка Новгородской губернии, в семье бедного крестьянина. С восьми лет она начала работать на помещика, затем уехала в Петербург, где устроилась сперва на ситценабивную фабрику Воронина, а потом на шоколадную фабрику «Миньон».
В 1911 году Серафима Зайцева начала работать на заводе «Старый Лесснер», а вскоре перешла на «Новый Лесснер». Здесь началась ее революционная работа. По заданию партийной организации восемнадцатилетняя коммунистка вела агитационно-пропагандистскую работу, активно участвовала в организации политических забастовок; за участие в одной из них Серафима Зайцева была арестована.
Наступил 1917 год. С. Ф. Зайцева вновь на родном заводе. Вместе со своими товарищами – новолесснеровцами–она встречала В. И. Ленина апрельским вечером на Финляндском вокзале.

Мечи и кинжалы скифского времени

Наука » История
Как известно из рассказа Геродота, скифы поклонялись мечу, он был для них символом бога войны Ареса «Аресу же жертвоприношения совершают следующим образом. В каждой скифской области по округам воздвигнуты такие святилища Ареса: горы хвороста нагромождены одна на другую на пространстве длиной и шириной почти в 3 стадии, в высоту же меньше. Наверху устроена четырехугольная площадка, три стороны ее отвесны, а с одной есть доступ. Ежегодно привозят полтораста возов хвороста, потому что от непогоды это сооружение постоянно оседает. На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир Ареса. Этому-то мечу ежегодно приносят в жертву коней и рогатый скот и даже еще больше, чем прочим богам» .

РОВНО Густав Семенович (1887-1938).

Наука » История » История СССР
Сын петербургского рабочего, РОВНО Густав Семенович (1887-1938).
Густав Ровно в 12 лет поступил «мальчиком» в мастерские, затем на завод «Атлас», где получил квалификацию токаря.
Через большевика А. В. Шотмана Ровно сблизился с социал-демократами, посещал марксистские кружки. В день Кровавого воскресенья – 9 января 1905 года – он участвовал в шествии петербургских рабочих к Зимнему дворцу. Осенью 1905 года Густав Ровно посещал кружок, которым руководила большевичка П. Ф. Куделли, а в декабре того же года был принят в партию.
За участие в революционном движении Густава Семеновича арестовывали в 1907 и 1910 годах и высылали сначала в Вологду, а затем в Тулу; оба раза он бежал из ссылки.
С конца 1910 года Г. С. Ровно жил в Финляндии, был членом Финской социал-демократической партии и работал разъездным агитатором, а в 1913–1915 годах – секретарем ЦК Социал-демократического союза молодежи Финляндии.
В апреле 1917 года рабочие организации Финляндии, захватив в свои руки милицию, выдвинули Г. С. Ровно на пост начальника милиции Гельсингфорса (Хельсинки).
в августе 1917 года ЦК РСДРП(б) укрыл вождя партии В. И. Ленина от преследований Временного правительства в квартире Густава Семеновича. Около месяца В. И. Ленин прожил в квартире «красного полицмейстера».

Различи милоградских и подгорцевских памятников культуры

Наука » История
Сравнение материалов милоградских и подгорцевских памятников Среднего Поднепровья позволяют говорить об их значительном различии, которое касается как местной керамики, так и устройства жилищ, погребального обряда, предметов личного убора и украшений. Эти различия настолько существенны, настолько несомненны, что существующие до сих пор в литературе мнение о единообразии этих культур, выраженное в наименовании «подгорцевско-милоградская культура», представляет собой, в лучшем случае, первоначальную гипотезу, основанную на недостаточном знании мало известных в 1950—60-е годы материалов.
Такой же малообоснованной гипотезой следует считать мнение о том, что подгорцевская культура образовалась в результате интеграции милоградских и хотовских древностей.

Городища милоградской культуры

Наука » История
В междуречье Тетерева и Припяти известны также немногочисленные городища милоградской культуры. Общее их число не превышает десяти. Почти все они относятся к так называемым болотным городищам-убежищам, имеют довольно мощные укрепления в виде двойной линии валов и рвов, слабо выраженный или полностью отсутвующий культурный слой. Немногочисленные обломки керамики милоградской культуры, встреченные на городищах, позволяют отнести время их функционирования к начальному этапу существования этой культуры, т. е. к VI—IV вв. до н. э.