Бэкон Фрэнсис (1561-1626)

Наука » Философия » История философии
Бэкон – сын высокопоставленного английского сановника, видный философ, родоначальник английского философского материализма и экспериментальной науки Нового времени.
Философия Бэкона исходила из объективных потребностей общества и выражала интересы прогрессивных общественных сил того времени. Бэкон отвергал философию как созерцание и представлял ее как науку о реальном мире, основанном на опытном познании. Познание природы и подчинение ее власти человека составляли главное содержание его философии. Наука, с его точки зрения, - средство, а не цель сама по себе. Ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений ради использования их для блага людей. Бэкону принадлежит знаменитый афоризм: «знание – сила», в котором отразилась практическая направленность новой науки.
Он считал, что основным источником достоверных знаний человека об окружающем мире являются чувства. «Нет ничего в разуме, чего не было бы до этого в чувствах» – так гласит основной тезис сторонников эмпиризма как течения в гносеологии. В своей философии Бэкон опирался на опыт, выделял два виды опыта: «плодоносный» и «светоносный».
Плодоносным он называл опыт, цель которого – принесение непосредственной пользы человеку, светоносным – такой, целью которого является познание законов и свойств вещей. Нельзя в погоне за плодоносным опытом пренебрегать опытом светоносным. Это обязательно приведет к заблуждениям, источником которых являются «призраки» или «идолы познания». Основным орудием преодоления «призраков» является правильный метод познания. «От частного к общему» – так, по убеждению философа, должен происходить научный поиск.
Учение об опытно-индуктивном методе познания является основным в творчестве английского философа. Познание, с его точки зрения, предполагает наблюдение фактов, их систематизацию и обобщение, проверку опытным путем (эксперимент).
Бэкон признавал качественное многообразие форм движения, которое внутренне присуще материи и искусственно классифицировал его на 19 видов, в том числе антипатию, возбуждение, впечатление, колебание, инерцию и т.д.
Наряду с утверждениями вечности материи, Бэкон признавал и существование Бога. Он доказывал двойственность истины: область откровения и веры он относил к теологии, а область причинности к науке. В соответствии с этим он видел в человеке две души: разумную и чувственную. Первая порождена Божественным дыханием, вторая – телесна, материальна по своей природе. Отсюда, по Бэкону, наука о человеческой личности должна делиться на науку о теле - физиологию и на науку о душе – психологию.
Бэкон не был последовательным материалистом. Его материализм был метафизический, а во взглядах на общество Бэкон стоял на идеалистических позициях. Наилучшим государственным устройствам Бэкон считал монархию. Народ, по его мнению, – постоянный источник смуты, войн и социальных потрясений.
Основные работы Бэкона: «Новый органон» и «Новая Атлантида»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.