Концепции исторического процесса в русской философии 19-20 вв. (Н.Я. Данилевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин).

Наука » Философия » История философии
Н.Я. Данилевский, исходя из естественнонаучных представлений, выделил в истории 10 культурно-исторических типов (цивилизаций), каждый из ко-торых проходит стадии развития, аналогичные биологическому развитию человечества. В качестве исторического закона Данилевским утверждался принцип непередаваемости культурных ценностей. Каждый культурный тип представлял самостоятельную единицу, тем самым была отвергнута идея единой линии развития человечества. Его теория отвергала причинно-след-ственную связь между отдельными историческими этапами человечества, но она признавала наличие у истории цели, связывая ее достижение с ситуацией, когда поле истории будет пройдено "во всех направлениях" культурной деятельностью всех или одного исторического типа. Основное внимание он уделял романо-германскому и славянскому типам. Исходя из представления о том, что романо-германский тип прошел стадию расцвета и начал кло-ниться к упадку, Данилевский считал, что славянский тип, центральное место в котором занимала Россия, имел возможность занять доминирующее положение в Европе, создав всеславянскую федерацию с центром в Констан-тинополе.
Исходным началом философии В.С. Соловьева является диалектика абсо-люта: абсолют – это всеединство, которое есть, а мир – это становящееся всеединство, которое стремится к абсолюту. Объединение в абсолюте всех элементов бытия составляет Божественный первообраз, который романтиче-ски воплощался в идеал Софии – Божественный замысел о мире. Эволюция, по Соловьеву, имеет три этапа – космогонический, теогонический и истори-ческий. В истории действуют совместно три силы, олицетворяемые в трех типах культуры: мусульманской, западноевропейской и славянской. Первая из этих сил стремится подчинить человечество во всех сферах и на всех сту-пенях его жизни одному верховному началу. Вместе с этой силой действует другая, прямо противоположная; которая стремится дать свободу частным формам жизни, свободу лицу и его деятельности. Под ее влиянием общее теряет значение реального существенного бытия – всеобщий эгоизм – вот крайнее выражение этой силы. Третья сила дает положительное содержание двум первым, примиряет единство высшего начала с множественностью ча-стных форм. Через органический синтез этих трех сил реализуется сокро-венный смысл истории. Сначала Соловьев полагал, что на роль третьей силы, через которую осуществится Промысел Божий, призвано славянство, в первую очередь, русский народ, но впоследствии разочаровался в этой идее.
Н.А. Бердяев рассматривает философию как совокупность независимых идейных комплексов, каждый из которых вырастает из определенной первичной идеи – свободы, творчества, личности и т.д. Общей для этих идеологических комплексов служит дуалистическая реальность, в которой противопоставляются два ряда начал – свобода и необходимость, дух и мир, субъект и объект. В качестве первоисточника Бытия Бердяев рассматривает свободу, которая тождественна Богу и противопоставляется миру объектов, в котором господствует необходимость. Человек рассматривается Бердяевым как “вещь в себе”, который реализует свободу посредством творчества, противостоящего миру “призрачного бытия”. По его мнению, есть два пути его реализации: объективизация или “принятие общеобязательных форм жизни” и “жизнь в свободе” (трансцендирование). Объективизация рассмат-ривается Бердяевым как рабство. Смысл истории он видит в избавлении от объективизации, которая провоцирует распад времени делением на прошлое, настоящее и будущее. История, по Бердяеву, это путь человека, по которому он должен идти в мире объективизации. История равнодушна к человеку, поскольку преследует не человеческие цели, а цели цивилизаций, государств, наций, классов, и при этом всегда вдохновляется идеалами экспансии и силы, используя человека в качестве материала для нечеловеческих целей. Смысл истории обретается лишь за пределами традиционного исторического времени в мистическом мире свободного духа (эон истории), отождествляемом с Царством Божиим. Поскольку история имеет лишь ме-таисторический смысл, то неизбежен конец истории и суд над ней, пред-ставленный в мифологеме апокалипсиса. Однако исходя из своих персона-листических установок, Бердяев полагал, что это будет суд во имя человече-ской личности и конца бесчеловечной истории.
Историософия Л.П. Карсавина сформировалась под влиянием метафизики всеединства В.С. Соловьева. Отталкиваясь от идеи Соловьева об объедине-нии церквей, Карсавин отстаивает преимущества православия как смысло-образующего основания истории в качестве наиболее адекватного, по срав-нению с западным христианством, выражения идеи всеединства, которой соответствует догмат триединства Бога. "Высшей задачею исторического мышления – писал Карсавин – является познание всего космоса, всего твар-ного всеединства как единого развивающегося субъекта. В этом смысле весь мир в его целом - объект исторического изучения", собственно предметом истории является "социально-психическое развитие всеединого человече-ства". В становлении и развитии любой исторической индивидуальности Карсавин выделяет четыре переходящие друг в друга стадии:
потенциальное всеединство исторической личности - "переход от не-бытия к бытию";

Исторический процесс имеет драматический характер: на пути к идеалу гиб-нут одни цивилизации, возникают другие, более совершенные. Но вместе с тем достижение идеала в форме полного всеединства означало бы конец земной истории.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.