М.Шелер: пять концепций человека в истории.

Наука » Философия » История философии
Для основоположника философской антропологии М. Шелера человек яв-лялся центром, в котором пересекаются его различные связи с миром. Анта-гонизм личности и общества, равно как и саморазорванность личности опре-деляют шелеровское представление о человеке как существе, в котором пе-ресекаются две его сферы (атрибута). Этими двумя атрибутами являются по-рыв — жизненное ядро (все, что несет собой природное, органическое в жизни) и дух, как единство того, что именуют разумом и переживаниями, который сверхприроден и происходит от Бога. Все исторические концепции человека по мнению Шелера можно свести к пяти идеям.
Первая идея, господствующая в церковных кругах, основана на религиозной вере и базируется на идее грехопадения человека и последующего искупления грехов, представленной в библии. Этот миф более могуществен и куда более часто возникает в сознании, чем научные концепции.
Вторая идея сформулирована Платоном и Аристотелем и заключается в том, что человеку присуще специфическое, свойственное только ему начало – разум. Благодаря разуму человек познает сущее таким, каково оно само по себе; разум рассматривается как частичная функция Божественного, которое порождает мир и порядок в нем.
Третья идея, напротив, отрицает способность человека к разуму; человек лишь особый вид животных, использующих орудия труда, для которого слова также лишь утонченные психические орудия. Эта идея объединяет сенсуалистов, позитивистов, прагматиков, ее разделяют и Ламарк, и Дарвин.
Четвертая идея об упадке человека (Лессинг, Гелен). Причина этого упадка заключается в сущности человека, который способен лишь к развитию таких суррогатов как язык и орудия и др. Он приспособился к окружающему миру много хуже его ближайших животных родственников, так как не мог более мощно развить свои органы, и компенсировал это развитием орудий. Из-за своей биологической слабости человек создал цивилизацию, государство, право, производство, поэтому человеческая история есть процесс вымирания заведомо обреченного вида.
Пятая идея, атеистическая антропология Ф.Ницше и Н.Гартмана. Ее смысл заключается в исключении Бога, так как свободная личность может существовать только в механическом мире, а всякая предопределенность будущего уничтожает человека как такового. Отрицание Бога означает предельное повышение ответственности человека за свои действия.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.