Проблема соотношения знания и понимания в гуманитарных науках.

Наука » Философия » История философии
В науке ХХ в. сложилась специфическая культурная ситуация, в которой на повестку дня был поставлен вопрос о соотношении знания и понимания. Оказалось, что можно очень многое знать, не понимая основы знания. В результате разрабатывались новые пути поиска понимания или постижения смысла явления. Проблема понимания в гуманитарных науках сформулирована В. Дильтеем. Понимание по Дильтею это смыслообразование или приобщение к уже имеющимся смыслам. Гадамер рассматривает понимание как способ бытия.
Что касается природы знания, то в настоящее время она изменяется: знание перестает быть самоценным и приобретает ценность только после его перевода в количество информации. Принцип, по которому получение знания неотделимо от формирования разума и личности, выходит из употребления. Знание не дает понимания и понимание не увеличивается благодаря росту знания, а зависит от отношения знания к бытию. Знание накапливается в объективном социальном процессе, лишь небольшая часть нашего знания о мире рождается в личном опыте, тогда как большая его часть имеет социальное происхождение.
Метафизические и социальные аспекты человеческого существования.
С точки зрения философской антропологии, человек, прежде всего, метафизическое существо, которое становится человеком, когда открывает в себе метафизическое (сверхъестественное) измерение. Он разрывается между миром повседневного существования и миром, в котором живет на пределе своих возможностей (в любви, в свободе, в красоте). Основное метафизическое занятие человека – познание, – которое, однако, неосуществимо до конца. По К. Ясперсу наша метафизическая сущность проявляется:

• в неудовлетворенности тем, чем он является сегодня; грызущее чувство неудовлетворенности ? это показатель его человечности;
• в стремлении к безусловному, поскольку его жизнь постоянно обуслов-лена причинами; отсюда его стремление к некоей трансцендентной силе, которая не даст ему затеряться в бесконечности пространства и времени;
• в стремлении к единству и непосредственной связи с бытием;
• в сознании непостижимого воспоминания и бессмертия

На формирование социальных аспектов человеческого существования оказывают влияние особенности психического склада, воспоминания о детстве, индивидуального опыта и совокупности противоречивых социальных ролей – все эти факторы в совокупности формируют человека как личность.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.