Флорентийская платоновская академия.

Наука » Философия » История философии
В 1462 году правитель Флоренции Козимо Медичи Старший подарил Марсилио Фичино виллу, которую он сделал центром гуманизма в Италии. В это время начинается новый этап в освоении европейской философией наследия Платона и античного неоплатонизма.
Фичино перевел все труды Платона, а также труды Плотина, Ямвлиха, Прокла и т.д. Суть своих собственных ввозрений он изложил в своем главном труде: «Платоновское богословие». Проблему соотношения богословия и философии он решает так – философия не «служанка богословия», а «сестра религии». По его мнению, философия должна заменить собой не только богословие, но и саму религию. Философия Фичино как некая «ученая религия», открывающая разуму вечные истины, заключенные в вере. В его «ученой религии» появляется панентеизм (греч. – всё в боге). Мир совпадает с Богом, но он не растворяется в мире, а существует за его пределами (он поглащает, заполняет собой; мир сам, насколько это возможно, простирается в боге).
Мираздание предстает в фил. Фичино как иерархически построенное единство. Все части мира согласуются во взаимном порядке, перенимают друг у друга и заимствуют природу. Высшая ступень есть Бог, затем – ангелы, душа, качество, материя.
Бог – первопричина, источник бытия, охватывает собой и поглощает весь мир. Второй уровень (ангельский) выступает совокупностью чистых форм, предназначенных для творения вещей (родовой уровень). Так же, этот уровень называется умом, в нем рождаются сферы небес, светила, воздух, формы всех живых и неживых существ. Ему свойственен покой и постоянство, подвижным его можно именовать лишь в том смысле, что он, подобно прочим вещам «происходя из бога», к нему же возвращается. Центральная категория М.Ф. – Душа. Именно она определяет единство и взаимосвязь всех ступеней бытия. Существует человеческая и мировая. Душа созидает вещи, она явл. центром природы, серединой всех вещей, связью и узами мира. Человеческая и мировая совпадают в творческом начале. Так же, она составляет красоту, наслаждение, любовь.
Четвертый уровень – качество (видовой уровень). Один из двух низших уровней, чувственнопостигаемый. Оно придает материи ограничивающий ее вид форму, будучи само по себе некоторым образом неделимым, обретает делимость при смешении с телом. Низшую ступень бытия (пятый уровень) составляет материя, или «телесная масса». Она бесформенна, но обладает реальным действительным существованием, она близка к «ничто», но не есть «ничто», будучи началом (пассивным) всех вещей материального мира.
Движение «нисхождения» и «восхождения» происходит непрерывно, вечно. Одно сменяет другое.
Пико дела Мирандола
Подобно Фичино, Пико размышляет об иерархии бытия, в котором выделяет три уровня: 1) ангельский – мир существ бестелесных внутри божественного мира. Ангелы – существа, которые сходят на землю и сообщают добрую волю (умопостигаемый уровень). 2) небесный – небо, являет свою красоту только ночью, а звезды, это души праведников, философов (вечные души). Это всё, что находится над нами (высший уровень чувственного мира) 3) элементарный – подлунный (в прямом смысле), мир материальных вещей. Несовершенный, животный, порочный мир, где бушует иррациональность, ярость.
В отличии от Фичино, он не приписывает Богу атрибут красоты, поскольку в ней содержится элемент несовершенства. Гармония и красота мира, порождается соединением противоречивых частей в самом мире. При этом. Связь бога и мира Пико толкует теологически. По его мнению, мир устремлен к богу как к своей цели. Всё, что совершенно в мире, есть бог.
Человек не принадлежит ни к одном из уровней бытия, он не обладает ни небесной, ни ангельской, ни элементарной природой. Человеческую природу нельзя считать неизменной. Поскольку человек – субъект самосозидания. Его мир вертикален и пронизывает все уровни мироздания. Природа человека универсальна (он может поступать и как зверь, и как ангел).
Человек даже внизу так прекрасен, как если бы он поднимался. Величие человека в том, что его душа вмещает в себя всё. Все миры живут внутри человека – это признак его божественного происхождения. В рай попадают только те, душа которых сочетала в себе всю иерархию.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.