Пантеистическое учение Николая Кузанского

Наука » Философия » История философии
Центральной проблемой фил. Н. К. является проблема соотношения бога и мира. Н. К. противопоставляет концепцию “ученого незнания”. Ученое незнание не есть отказ от познания мира и даже бога. Речь идет о невозможности выразить полноту познания в терминах схоластической формальной логики, о сложности и противоречивости самого процесса познания. Философ должен исходить в постановке и решении проблемы мира и бога именно из своего “незнания”, из несоизмеримости объекта познания и прилагаемых к нему понятий и определений.
Единственно возможным способом постижения бога объявляется так называемое апофатическое или отрицательное богословие. Само по себе перечисление божественных атрибутов оказывается в глазах философа несостоятельным, так как ни одно какое-либо определение, ни все они в совокупности не могут исчерпать бесконечности и величия божественной природы.
Само понимание бога в философии Н. К. свидетельствует о философском подходе к проблеме бога и мира. Бог трактуется им как бесконечное единое начало и вместе с тем – как скрытая сущность всего. В его понимании Бог не превращается в мир, как у неоплатоников, а совпадает с ним. Мир созданный Богом – безграничен. В бесконечной Вселенной не может быть центра, он нигде и везде.
Реализуя это представление о взаимоотношениях Бога и мира, Кузанский использует понятие «развертывание» (complicatio-explicatio). В его учении Бог равен миру, но в свернутом виде Единого, а мир равен Богу, но в развернутом виде множества. Иначе говоря, Бог — это потенциальный мир, а мир — это актуально представленный Бог.
Бог, рассматриваемый Николаем Кузанским в полном отвлечении от мира конечных вещей как несоизмеримое с ними величайшее начало бытия, получает у него наименование абсолютного максимума, или абсолюта. Бог есть единое и единственное начало. Иногда Н. К. применяет для наименования бога понятия “неиное”. “Неиное” есть наиболее полное выражение “отрицательного” определения бога, в качестве “неиного” он не есть “ни субстанция, ни сущее, ни единое, ни что-либо другое”, “ни не-сущее, ни ничто”. «Неиное» - материальный мир, причастный творцу, но не отделимый от него. Он существует внутри Бога. Однако божественное первоначало не находит своего исчерпывающего воплощения в мире природы: Кузанец подчеркивает, что “никакое создание не есть в смысле акта все то, чем оно может быть, так как творческая потенция бога не исчерпывается в его творении”.
Венцом творения является человек, он, согласно Кузанскому, пытается воплотить и заключить в себе всеобщие определения бесконечного Бога. Идея Кузанского о «развертывании» Бога в мир находит свое развитие и в его представлениях о своеобразии мыслительной деятельности человека. Так единство человека с Богом, по его мнению, заключается в том, что если Бог есть творец реальных вещей и естественных форм, то человек — творец логического бытия и искусственных форм. Как Бог развертывает из себя все многообразное богатство природных вещей, указывает он, так и человеческий ум развертывает понятия, свернутые в нем. Человеческое мышление трехэтажно: 1) sensus (чувство, смысл, ощущение). Дается человеку от природы 2) ratio (рассудок, здравый смысл) Способность познающего субъекта упорядочивать данные чувственного опыта. Всегда сопоставляет предметы. Есть у всех людей. Выступает вторичным способом обработки данных после чувст. этапа. 3) intellectus (разум) Он не нуждается в специальной фиксации. Он занимается анализом данных, добытых на рассудочном уровне.
Характерное для всего сущего “совпадение противоположностей” (coincidentia oppositorum) находит свое выражение и в человеческой природе. Соотношение “свернутого” в боге максимума и “развернутой” в космосе ограниченной бесконечности отражается и в “малом мире” человеческой природы.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.