Язык и речь. Виды и функции речи

Энциклопедии » Энциклопедия заблуждений
Одним из основных отличий человека от животного мира, является наличие особого психического процесса, называемого речью. В психологии различают понятия язык и речь.
Речь – это процесс общения людей посредством языка.
Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.
Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык является продуктом общественноисторического развития. В языке выделяют:
* лексику – определенная система значений слов;
* грамматику – система различных форм слов и словосочетаний;
* фонетику – система звукового состава, свойственного конкретному языку.
Речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания.
Язык един для всех людей, речь же является индивидуально своеобразной. В речи отражается психология отдельного человека. Язык отражает психологию народа, для которого он является родным. Речь без языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека. Связующим звеном между речью и языком выступает значение слова. Оно выражается в единице языка, так и в единице речи.
* Рубинштейн: Речь – это деятельностное общение посредством языка; речь – это язык в действии. Речь – это форма существующего сознания (мыслей, чувственных переживаний) для другого, служащая средством общения и форма существования мышления.
Функции речи:
1. сигнификативная (обозначающая) – взаимопонимание возможно только на единстве обозначения предметов, явлений воспринимающим и говорящим.
2. функция обобщения – слово обозначает не только отдельный предмет, но целую группу сходных предметов и является носителем их существенных признаков.
3. коммуникативная – общение, передача информации. Выделяют 3 стороны: информационную; выразительную; волеизлиятельную.
Мышление и речь – мышление неразрывно связано с языком и речью, эти психика человека отличается от психики животного. Человеческое мышление, в каких бы формах не осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью.
Речь и мышление связана словесными соотношениями. Речь имеет свою структуру, не совпадающую со структурой мышления: грамматика выражает структуру речи, логика – структуру мышления. Но логика отличается от мышления тем, что логика изучает мышление со стороны результатов, психология со стороны процесса (знания, понятия).
Выготский: мышление и речь ИМЕЮТ разные корни. В течение длительного времени (филогенез, онтогенез) развиваются независимо. У детей на ранних этапах развития (13 года) речь не связана с мышлением. В это время у детей имеется нагляднодейственное мышление, не связанное с речью. Процесс соединения мышления с речью начинается примерно с 3х лет и внешним выражением этого процесса является появление у детей эгоцентричной речи.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.