История философии

Философия [родительский раздел]

Cтатьи :
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
ПОНЯТИЕ НАУКИ
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
ПРОБЛЕМА НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
ЯЗЫК НАУКИ И ЕГО ФУНКЦИИ
ПРОБЛЕМА НАУЧНОЙ ИСТИНЫ
НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
ПРОБЛЕМА ФАКТА
ГИПОТЕЗА
ТЕОРИЯ. НАУЧНЫЕ ЗАКОНЫ
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Обобщение
Абстрагирование
Идеализация
Аналогия
Моделирование
Экстраполяция и мысленный эксперимент
Экстраполяция и интуиция
Римская ментальность и христианская идея
Античная философия и генезис христианского мировоззрения.
Наблюдение
Эксперимент
Сравнение
Описание
Измерение
Формализация
Аксиоматический метод
Гипотетико-дедуктивный метод
Компаративистика
Классификация и типологизация
Эвристическая роль метафоры в научном познании
Системность, структурность и функциональность как методологические принципы научного познания
Синергетика
ГЕРМЕНЕВТИКА
ЖИЗНЬ КАК КАТЕГОРИЯ НАУК ОБ ОБЩЕСТВЕ И КУЛЬТУРЕ
Философия и методология наук
Римская империя и становление христианской церкви.
Александрийская школа
Апологетика Тертуллиана
Философская система Эриугена
Христианское вероучение в наследии Августина Блаженного
Ансельм Кентерберийский: методология строгого реализма
Проблема универсалий в толкований Иоанна Росцеллина и Гильома из Шампо
Концептуализм Пьера Абеляра
Жульбер Порретанский: гносеология умеренного реализма
Система умеренного реализма Альберта Великого
Натурфилософия Джордано Бруно
Философско-теологический синтез Фомы Аквинского.
Скотизм и Томизм.
Терминизм Уильяма Оккама
Пантеистическое учение Николая Кузанского
Флорентийская платоновская академия.
Проблема свободы человека во взглядах Эразма Ротердамского
Проблема свободы человека во взглядах Томаса Мора
Проблема свободы человека во взглядах Н. Макиавелли
Предмет, проблемы и основные этапы становления философии науки.
Генезис науки и основные типы научной рациональности Нового времени (XVII – XXI вв.): классическая, неклассическая, постнеклассическая.
Позитивистская традиция в философии науки. Классификация и типология наук.
Философия науки логического позитивизма.
Стандартная (неопозитивистская) модель организации научного знания Ги-потетико-дедуктивный метод построения теорий.
Постпозитивизм: ориентация на проблемы развития знания, историю науки. Критика стандартной модели научного знания
Основные идеи концепции научных революций Т. Куна. Тезис Т. Куна о несоизмеримости научных парадигм.
Философия науки К. Поппера.
Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда: идея «пролиферации теорий».
Методы эмпирического познания. Теоретическая нагруженность фактов. Классификации, типологии, эмпирические законы.
Теоретическое знание и его структура. Типы научных объяснений.
Концепции ведущих факторов научного развития. Типы научных револю-ций. Роль философских идей в развитии науки.
Наука и псевдонаука. Типы псевдонаучного знания. Критерии демаркации.
Наука и псевдонаука. Идеологизация науки как один из источников формирования псевдонаук. Псевдонаучные учения в гуманитарных науках.
Наука как социальный институт. Исторические формы институциональной организации науки. Формирование науки как профессиональной деятельности.
Этика науки. Автономия научного сообщества. Концепция «нормативного этоса» науки Р. Мертона и её критический анализ.
Наука в контексте современной цивилизации. Становление и значение па-радигм самоорганизации и глобального эволюционизма в современной науке.
Проблема соотношения знания и понимания в гуманитарных науках.
Основные отношения человека: к себе, Другому, к обществу
Идеальная типология М. Вебера.
Основные модели исторического процесса в философии истории XIX в. (Гегель, Маркс, Ницше, Марбургская школа).
Трактовки исторического метода в аналитической философии истории.
История как текст. Проблема переживания, понимания, истолкования (В. Дильтей, Х.Г. Гадамер).
«Презентизм» и «архивизм» как методологии исторического познания.
Философская и культурная антропология 20 века о природе человека (М.Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен, Э. Ротхакер, М. Ландман, Х.-Э. Хенг-стенберг).
М.Шелер: пять концепций человека в истории.
Основополагающие феномены человеческого бытия (любовь, творчество, счастье).
Основополагающие феномены человеческого бытия (труд и игра, вера, смерть, творчество и т.д.).
Модели человека в психоанализе
Проблемы методологии в отечественной исторической науке (В.О. Ключевский, Н.И. Кареев, А.С. Лаппо-Данилевский).
Концепции исторического процесса в русской философии 19-20 вв. (Н.Я. Данилевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин).
Методология структурализма в гуманитарных и социальных науках 20 в.
Постструктурализм, влияние его идей на методологию социогуманитар-ного знания. Критика платонизма. Нарратив и метанарратив. Знание и власть. Смерть автора. Проблема симулякра.
Домонгольские литературные памятники Древней Руси и их значение.
Философские идеи XI-XVII века. Основные проблемы и персоналии
Русская философия в 17 веке
Философия 17-го века
Идеи философии московской Руси
От Китая до постмодернизма
Латинская средневековая философия.
Создатель первой философский системы в России.
Алексей Степанович Хомяков
Фридрих Ницше. (1848-1900)
Немецкая философия жизни.
Античная Философия
Секуляризация сознания
Немецкий Материализм
Мартин Хайдеггер
Немецкая классическая философия.
Джордано Бруно.
Философия эпохи Возрождения. Ренесансна
Пантеизм. Утверждение о том , что все есть Бог.
Фейербах, Людвиг Андреас - антропологический, человеческий материализм
Карл Ясперс
Эпикур (341-270 гг. до н.э.).
Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э.).
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
Платон (427-347 гг. до н.э.)
СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА И ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
КОНФУЦИАНСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ И ЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
ДОСОКРАТОВСКИЙ ПЕРИОД В РАЗВИТИИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Милетская школа
Элейская школа: Парменид, Зенон
Пифагорейская школа: Пифагор и пифагорейцы
Эмпедокл (483-423 гг. до н.э.)
Анаксагор (500-428 гг. до н.э.).
Левкипп (500-440 гг. до н.э.).
Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.).
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД В РАЗВИТИИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Софисты
Сократ (469-399 гг. до н.э.)
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ – СИНТЕЗ ДВУХ ТРАДИЦИЙ: ХРИСТИАНСКОГО ОТКРОВЕНИЯ И АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Августин Блаженный – 354 – 430 гг.
СХОЛАСТИКА И ФОМА АКВИНСКИЙ.
Фома Аквинский (1225 – 1274гг)
НОМИНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Реализм
Мистика
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ
ПАНТЕИЗМ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ЧЕРТА НАТУРФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ Н. КОПЕРНИКА
ФИЛОСОФИЯ ДЖОРДАНО БРУНО
ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII-XVIII ВВ.)
Бэкон Фрэнсис (1561-1626)
Декарт Рене. (1596-1650)
Томас Гоббс (1588-1679)
Локк Джон (1632-1704)
Спиноза Бенедикт (Барух) (1632-1677)
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)
Джордж Беркли (1684-1753)
Давид Юм (1711-1776)
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И АТЕИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ДЕНИ ДИДРО, П. ГОЛЬБАХА И Ж. ЛАМЕТРИ
Дени Дидро (1713-1784)
Учение о познании
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Иммануил Кант (1724 – 1804)
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ФИХТЕ (1762 - 1814)
«ФИЛОСОФИЯ ТОЖДЕСТВА» ШЕЛЛИНГА (1775 – 1854)
СИСТЕМА ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА ГЕОРГА ФИЛЬГЕЛЬМА ФРИДРИХА ГЕГЕЛЯ (1770 – 1831)
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ФЕЙЕРБАХА (1804 – 1872 ГГ.)
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ИДЕЙНО-ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ «ВСЕЕДИНСТВА», В. СОЛОВЬЕВА
РЕЛИГИОЗНЫЙ РОМАНТИЗМ Н. А. БЕРДЯЕВА.
ПЕРСОНАЛИЗМ А. М. ЛОПАТИНА, А. А. КОЗЛОВА И Н. В. БУГАЕВА
ПРОБЛЕМА БУДУЩЕГО ОБЩЕСТВА В СВЕТЕ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИДЕИ КОММУ-НИЗМА КАК ОБЩЕСТВЕННОГО ИДЕАЛА
Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918 гг.)
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870-1924 гг.)
НЕОПОЗИТИВИЗМ
ФРЕЙДИЗМ
Неотомизм, или неофомизм
Философы античности
Гомер
Гесиод (7 в. до н.э.)
«7 мудрецов»
Гераклит Эфесский (6 в. до н. э.)
Пифагор Самосский (6 в. до н. э.)
Ксенофан Колофонский (570 - 478 гг. до н. э.)
Бытие есть и не может не быть; небытия нет и не может быть
Протагор (480 - 410 гг. до н.э.)
Философия стоиков
Аврелий Августин
Схоластика