Откуда нервные клетки смогут получать энергию на второй-третий день голодания?

Человек » Здоровье » Как похудеть
3. Повторю еще раз: для нервных клеток сахар в виде глюкозы столь же необходим, как и кислород, в том смысле, что без глюкозы нейроны просто погиба­ют миллионами клеток. И это, как говорил незаб­венный Остап Бендер, медицинский факт! Чтобы избежать столь опасной для нашей нервной систе­мы гипогликемии (понижения уровня сахара в кро­ви), организм начинает производить глюкозу из неуглеводных компонентов, запуская процесс под названием глюконеогенез, или ново(-нео-)образование(-генез) глюкозы (глюко-). Это и есть третий, и последний, способ повышения уровня глюкозы в крови. Процесс этот запускается и контролиру­ется гормонами коры надпочечников — глюкокортикоидами(глюко — «глюкоза», кортико — «ко­ра [надпочечников]»).
Пусть читателя не пугает нарастающее множество якобы сложных для понимания физиологических терминов. Как видите, зная значение отдельных со­ставляющих сложного слова, легко понять и нетруд­но запомнить, что под этим термином подразумевает­ся. В противном случае без четкого понимания имен­но физиологической сути происходящих внутри нас процессов нам всегда придется просто верить на слово каждому новому автору очередной «чудо-системы оздоровления-очищения» и прочих образцов «оздоро­вительного кретинизма». А ведь для того чтобы разоб­раться в биохимии голода, требуется всего-навсего внимательно прочитать то, что здесь изложено. Для желающих более глубоко ознакомиться с этим вопро­сом можно порекомендовать ряд учебников по биохи­мии человека, выпущенных издательством «Мир».
Согласно современным научным представлениям в организме человека используется как минимум три вида «сырья» для глюконеогенеза. Во-первых, это продукты неполного сгорания самой глюкозы (на­пример, лактат, или, иначе говоря, хорошо извест­ная физкультурникам молочная кислота), из кото­рых можно снова получить глюкозу. Однако в случае продолжительного голодания рассчитывать на это «сырье» вряд ли приходится. Далее, то есть во-вто­рых, глюкозу можно получить из глицерина, входя­щего в состав жиров. Однако глицерин составляет только малую часть того, что получается при расщеп­лении жиров. В основном в результате расщепления жиров получаются различные жирные кислоты, из которых уже никакой глюкозы (по крайней мере у человека) не получить.
И наконец, в-третьих, сырьем для производства глюкозы служат белки, точнее, набор из десяти так называемых гликогенных аминокислот (из которых можно получить глюкозу). Вот здесь мы задержимся для более подробного разъяснения. Дело в том, что аминокислоты вообще-то не предназначены для пе­реработки их в глюкозу. Это прежде всего строи­тельный материал для синтеза белков, тратить кото­рый, так сказать, «на дрова» было бы явно нецелесо­образно.
Для лучшего понимания здесь нам поможет одна простая аналогия. Представьте себе, что для строи­тельства своего загородного дома (если угодно, ваше­го до боли родного тела) из готовых блоков (различ­ные белки) вы приобрели доски (аминокислоты). Но позабыли про дрова (глюкозу) и уголь (жиры) — та­кая вот у нас будет модель голодания. Поначалу в печку пойдут прежние запасы дров (гликогенолиз), но когда закончатся и они, вам не остается ничего другого, как сжигать в печке имеющийся строитель­ный материал — обструганные доски, паркет из цен­ных пород дерева (гликогенные аминокислоты), оставляя неизрасходованными кирпич, шифер, пе­сок (прочие аминокислоты). Иными словами, как говорил великий русский химик Дмитрий Иванович Менделеев, «топить можно и ассигнациями». Имен­но это и происходит при вынужденном или добро­вольном голодании «ради здоровья», когда преобла­дающим способом получения глюкозы становится извлечение ее из белков — глюконеогенез.
Повторяю еще раз: мы намеренно не рассматриваем прочие аспекты биохимии голода, подробно описанные в литературе по голоданию, например кетоацидоз — результат накопления в крови кетоновых тел, которые через неделю-другую станут главным источником энер­гии теперь уже для ВСЕХ клеток организма, включая и нейроны мозга. Однако на повестке дня остается все тот же только ОДИН, но жизненно важный вопрос: «Откуда нервные клетки (а также эритроциты) смогут взять глюкозу на вторые сутки голодания, пока еще не произошла адаптация к использованию кетоно­вых тел в качестве единственного источника энер­гии? »
На самом деле уже на вторые сутки непрерывного голодания «остается только один потенциальный ис­точник глюкозы — аминокислоты, образующиеся при распаде белков». Иными словами, уровень глю­козы в первые дни голодания может поддерживать­ся только путем глюконеогенеза из аминокислот, что чревато рядом крайне нежелательных последствий, о которых по неведению или сознательно умалчива­ют пропагандисты «чудо-голодания».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.